Муниципальное автономное учреждение
«Спортивная школа Советского района»
(МАУ СШ Советского района)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МАУ СШ Советского района
Протокол № __1_ от __02.02.2023___
Утверждено
приказом
МАУ СШ Советского района
№ __51____ от _03.02.2023________
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «плавание»
Разработана с учетом примерной дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «плавание»,
утверждённой Приказом Министерства спорта Российской Федерации от
20.12.2022 №1284
в соответствии требований Федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорта «плавание»,
утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от
16.11. 2022№ 1004
Этап спортивной подготовки
Начальной подготовки
Учебно - тренировочный этап
(Этап спортивной специализации)
Продолжительность этапов (в годах)
3 года
5 года
Этап спортивной специализации
Не ограничивается
Разработчики:
Заведующий отделением:
В.А. Смирнова
г. Советский, 2023 год
1. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «ПЛАВАНИЕ» (далее – Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке
плавание с учетом совокупности минимальных требований к спортивной
подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки
по виду спорта «плавание», утвержденным приказом Минспорта России от
16. 11.2022 г. № 1004 (далее – ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Задачи программы:
- организация тренировочного, методического и воспитательного
процессов, направленных на осуществление разносторонней физической и
специальной спортивной подготовке;
- укрепление здоровья и личностное развитие обучающихся;
- обеспечение функциональной системы отбора спортивного резерва, в
подготовке спортсменов высокого класса
- осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов
высокой квалификации для спортивной сборной команды Советского района
по плаванию и ХМАО-Югры, формирования спортивного резерва сборной
команды Российской Федерации.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки:
Этапы спортивной
подготовки
Срок реализации
этапов спортивной
подготовки ( лет)
Этап начальной
подготовки
3
7
15-25
Учебно-тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
5
9
12-24
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
3
12
7
Возрастные
Наполняемость
обучающихся (лет)
(человек)
Объем дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
Этапный норматив
Количество часов в
неделю
Общее количество
часов в год
Этапы и годы спортивной подготовки
УчебноЭтап начальной
тренировочный этап
Этап
подготовки
(этап спортивной
совершенствования
специализации)
спортивного
мастерства
Свыше
До трех
Свыше
До года
года
лет
трех лет
4,5-6
6-9
12-14
16-18
20-28
234-312
312-468
624-728
832-936
1040-1456
Допускается одновременное проведение учебно-тренировочных
занятий с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при
соблюдении следующих условий:
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного
сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Минимальный возраст при зачислении на начальную подготовку 1 года
допускается при условии исполнения необходимого возраста в календарном
году.
Обучающимся, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
предъявляемые Программой требования или по иным причинам,
предоставляется возможность однократно продолжить спортивную
подготовку на том же этапе спортивной подготовки (при наличии
бюджетных мест).
Учебно-тренировочный процесс по плаванию ведется в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические
занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- учебно-тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- мероприятия для комплексного медицинского обследования;
- восстановительные мероприятия;
-Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период
-просмотровые учебно-тренировочные мероприятия.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки –двух часов, на учебно-тренировочном
этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов, на этапе
совершенствования спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один
день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более
восьми часов.
В
часовой
объем
учебно-тренировочного
занятия
входят
теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические
мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной
подготовки в период проведения учебно0тренировочных мероприятий и
участия в спортивных соревнованиях.
Учебно тренировочные мероприятия
N
п/п
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество
суток) (без учета времени следования к месту проведения
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки
Тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
международным
спортивным
соревнованиям
Учебнотренировочные
мероприятия по
1.2.
подготовке к
чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России
-
-
21
-
14
18
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
-
14
18
Учебнотренировочные
мероприятия по
подготовке к
1.4.
официальным
спортивным
соревнованиям
субъекта Российской
Федерации
-
14
14
1.3.
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1.
Учебнотренировочные
мероприятия по
общей и (или)
специальной
физической
подготовке
-
14
18
2.2.
Восстановительные
мероприятия
-
-
до 10 суток
2.3.
Мероприятия для
комплексного
медицинского
обследования
-
-
до 3 суток, но не
более 2 раз в год.
2.4.
Учебнотренировочные
мероприятия в
каникулярный
период
2.5
Просмотровые
учебнотренировочные
мероприятия
до 21 суток подряд и не более двух
учебно-тренировочных мероприятий
в год
-
до 60 суток
-
Спортивные соревнования
Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации,
и правилам вида спорта «плавание»; наличие медицинского заключения о
допуске к участию в спортивных соревнованиях; соблюдение
общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Организация, реализующая данную дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки, направляет обучающегося и лиц,
осуществляющих спортивную подготовку, на спортивные соревнования на
основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий,
формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений
(регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Этапы и годы спортивной подготовки
Виды
спортивных
соревнований
Контрольные
Отборочные
Основные
Этап начальной
подготовки
До года
Свыше
года
1
-
3
1
Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
Этап
специализации
Совершенствования
спортивного
мастерства
Свыше
До трех лет
трех
лет
4
2
2
6
2
4
8
2
4
Годовой учебно-тренировочный план
№
Этапы и годы подготовки
Этап
начальной Учебноподготовки
тренировочный этап
(этап
спортивной
специализации)
до года Свыше до
трех Свыше
года
лет
трех лет
п/п
Виды подготовки и иные
мероприятия
4,5-6
6-9
недельная нагрузка в часах
12-14
16-18
Этап
спортивно
го
совершенс
твования
спортивно
го
мастерства
20-28
Максимальная продолжительность одного учебноготренировочного занятия в часах
до трех часов
до
четырех
до двух часов
часов
15
15
Наполняемость групп
12
12
7
1
Общая
физическая 55-57
подготовка (%)
50-53
43-46
32-35
18-22
2
Специально-физическая
подготовка(%)
18-21
23-25
26-29
30-34
40-45
3
Участие в спортивных
соревнованиях
Техническая подготовка(%)
Тактическая подготовка(%)
Теоретическая
подготовка(%)
Психологическая
подготовка(%)
Контрольные мероприятия
(тестирование и контроль)
Инструкторская
практика(%)
Судейская практика(%)
Медицинские,
медикобиологические
мероприятия(%)
-
1-2
6
8
6
16-19
1-2
1-2
16-19
1-2
1-2
16-20
1-3
1-3
18-22
1-4
1-4
18-22
1-4
1-4
1-2
1-2
1-3
1-4
1-3
1
3
4
6
8
-
-
1-2
1-2
1-2
1-3
1-3
1-2
2-4
1-2
2-4
1-2
4-6
4
5
6
7
8
9
10
11
Восстановительные
мероприятия
Общее количество в год
12
-
-
-
-
1-5
234-312
312-468
624-728
832-936
1040-1456
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление работы
Мероприятия
Сроки
проведения
1. Профориентационная деятельность
1.1
Судейская практика
1.2.
Инструкторская
практика
Участие в спортивных соревнованиях в течении года
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено
-практическое и теоретическое изучение
и применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта,
-приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи
и
(или)
помощника
секретаря
спортивных соревнований
-приобретение
навыков
самостоятельного судейства спортивных
соревнований
формирование
уважительного
отношения к решениям спортивных
судей.
Учебно-тренировочные
занятия,
в в течении года
рамках которых предусмотрено:
-освоение навыков организации и
проведения
учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
-составление
конспекта
учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
-формирование навыков наставничества;
-формирование
сознательного
отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
формирование
склонности
к
педагогической работе.
2. Здоровьесбережение
2.1.
организация
и
проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование
здорового образа жизни
Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений в
проведении дней здоровья и спорта
-подготовка пропагандийских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта.
3. Патриотическое воспитание обучающихся
3.1
3.1
4.1
Теоретическая
подготовка (воспитание
патриотизма,
чувства
ответственности перед
Родиной,
уважение
государственных
символов (герб, гимн,
флаг),
готовность
к
служению
Отечеству,
его защите на примере
роли, традиций
и
развития вида спорта в
современном обществе,
легендарных
спортсменов
в
Российской Федерации,
в регионе, культура
поведения болельщиков
и
спортсменов
на
соревнованиях
Практическая
подготовка (участие в
физкультурных
мероприятиях
и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)
Беседы, встречи, диспуты, другие
мероприятия с приглашением именитых
спортсменов, тренеров
и ветеранов
спорта с обучающимися и иные
мероприятия,
определяемые
организацией,
реализующей
дополнительную
образовательную
программу спортивной подготовки
Практическая
подготовка
Семинары,
мастер-классы,
показательные
выступления
для
обучающихся, направленных на:
-формирование умений и навыков,
способствующих
достижению
спортивных результатов,
-развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения
-правомерное поведение болельщиков
-расширение общего кругозора юных
спортсменов.
участие в :
Физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, в том числе парадах,
церемониях открытия и закрытия,
награждения на указанных мероприятиях
Тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией,
реализующей
дополнительные
образовательные
программы спортивной подготовки
4. Развитие творческого мышления
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбы с ним
Этап спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки
содержание
мероприятия и
его форма
Теоретическое
занятие «Что
такое
антидопинг?»
«Ценности
спорта. Честная
игра»
сроки
проведения
Рекомендации по проведению
мероприятия
1 раз в год
Согласовать с ответственным
за антидопинговое обеспечение
регионе
Онлайн обучение
на сайте
РУСАДА
январь
Родительское
собрание
«Роль
родителей в
процессе
формировани я
антидопингов ой
культуры»
1 раз в год
Семинар для
тренеров
«Виды
нарушений
антидопингов
ых правил»,
«Роль тренера и
родителей в
процессе
формировани я
антидопингов ой
культуры»
1-2 раза в
год
Прохождение онлайн- курса –
это
неотъемлемая часть системы
антидопингового
образования.
Включить в повестку дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать памятки для
родителей.
Научить родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов на сайте РАА
«РУСАДА»
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
Обязательное предоставление
краткого
описательного отчета
(независимо от
формата проведения
родительского
собрания) и 2-3 фото.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Онлайн обучение
на сайте
РУСАДА
январь
Родительское
собрание «Роль
родителей в
процессе
формировани я
антидопингов ой
культуры»
1 раз в год
Семинар для
тренеров
«Виды
нарушений
антидопингов
ых правил»,
«Роль тренера и
родителей в
процессе
формировани я
антидопингов ой
культуры»
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
Онлайн обучение
на сайте
РУСАДА
Семинар
«Виды
нарушений
антидопингов
ых правил»
1-2 раза в
год
январь
1-2 раза в
год
Прохождение онлайн- курса –
это
неотъемлемая часть системы
антидопингового
образования.
Включить в повестку дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать памятки для
родителей.
Научить родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов на сайте РАА
«РУСАДА»
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
Обязательное предоставление
краткого
описательного отчета
(независимо от
формата проведения
родительского
собрания) и 2-3 фото.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Прохождение онлайн- курса –
это
неотъемлемая часть системы
антидопингового
образования.
Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»
Планы инструкторской и судейской практики
Обучающиеся учебно-тренировочных групп и групп спортивного
совершенствования могут привлекаться в качестве помощников тренеров для
проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований в
группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах. Они
должны уметь самостоятельно проводить разминку, занятия по физической
подготовке, обучение основным техническим элементам и приемам.
Обучающиеся в группах спортивного совершенствования должны уметь
составлять комплексы упражнений для развития физических качеств,
подбирать упражнения для совершенствования техники плавания, правильно
вести дневник тренировок, в котором регистрируется объем и интенсивность
выполняемых тренировочных нагрузок. Обучающиеся в группах
спортивного совершенствования должны знать правила соревнований и
систематически привлекаться к судейству соревнований, уметь организовать
и провести соревнования внутри спортивной школы. На этапе спортивного
совершенствования обучающиеся выполняют необходимые требования для
присвоения им звания инструктора и судьи по спорту.
Примерный план мероприятий для подготовки судей и инструкторов
Теория.
I. Организация соревнований.
План-календарь
спортивных
мероприятий.
Подготовительные
мероприятия. Положение о соревнованиях. Определение характера
соревнований, программы, системы оценки и зачета, наличие базы, возраста
и подготовленности участников.
Составление плана подготовки соревнований. Подготовка мест
соревнований, оборудования и инвентаря. Оформление мест, информация
зрителей. Подготовка жилья, организация питания. Комплектование
судейской коллегии. Организация врачебно-медицинского контроля за ходом
соревнований.
Составление программы по дням соревнований в зависимости от
условий проведения соревнований, количества участников. Составление
расписания. Виды заявок, требования к их составлению. Допуск участников.
Врачебно-медицинское обслуживание соревнований. Мероприятия по
предупреждению травм и несчастных случаев.
II. Проведение соревнований
Порядок проведения торжественного открытия и закрытия
соревнований. Разработка дикторского текста. Порядок работы судейской
коллегии: заседания судейской коллегии, утверждение результатов, разбор
протестов, информация о ходе и результатах. Распределение участников по
заплывам и дорожкам. Требования к оформлению спортивных разрядов и
званий, рекордов и т.д. Определение личных и командных результатов.
Итоговое заседание судейской коллегии и представителей. Отчет о
соревнованиях. Судейская документация.
Особенности проведения соревнований среди детей.
III. Правила соревнований
Пояснения к правилам соревнований по плаванию. Способы и
дистанции. Возрастные группы. Допуск участников к соревнованиям.
Требования к технической подготовленности. Права и обязанности
участников, представителей, капитанов и т.д.
Правила старта. Правила допуска. Правила прохождения поворотов.
Основные сведения о технике современных способов плавания. Эстафеты.
Правила регистрации рекордов. Размеры бассейна. Глубина дорожек.
Флажки для проведения старта в плавании на спине.
Практика
Методика и техника судейства
Обязанности и права главного судьи соревнований, его заместителей,
главного секретаря, старших судей.
Обязанности и методы работы секретаря. Порядок пользования
таблицей очков. Техника и организация подсчета командных результатов.
Техника записи в карточку участника, протокол, сводный протокол.
Организация и методика работы стартера и его помощника, судейсекундометристов. Порядок определения результатов в случае расхождения
показаний секундомеров.
Обязанности и организация работы судей на финише. Определение
порядка прихода участников к финишу.
Определение возможных нарушений правил. Обязанности и
организация работы судей на дистанции. Характер работы судей на повороте.
Определение возможных нарушений правил.
Техника работы судьи-информатора, требования к нему. Работа судьи
при участниках; по награждению победителей. Требования, предъявляемые к
коменданту соревнований, и его обязанности.
Техническое совещание с представителями команд. Проведение
репетиции судейских бригад и судей.
Стажировка
Практическое судейство непосредственно на соревнованиях по
плаванию в качестве судьи-стажера (не менее трех соревнований). Оценка
рабочей бригады. Подведение итогов соревнований.
Согласно положению о спортивных судьях (далее – Положение)
разработано в соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 4
декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон) (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616;
2014, № 26 (ч. I), ст. 3376; 2015, № 27, ст. 3995; 2016, № 48 (ч. I), ст. 6736) и
подпунктом 4.2.5 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19
июня 2012 г. № 607 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч. II), ст. 4112, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст.
491, № 18, ст. 2711; 2016, № 28, ст. 4741) с 1 января 2023 г квалификационная
категория спортивного судьи
«спортивный судья третьей категории»
присваивается кандидатам, достигшим возраста 16 лет, после выполнения
требований к сдаче квалификационного зачета (экзамена)
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств.
Для восстановления спортсмена до исходного уровня применяется
широкий комплекс средств восстановления, который подбирается с учетом
возраста и квалификации спортсмена, его индивидуальных особенностей,
этапа подготовки.
1. Этап начальной подготовки.
Восстановление работоспособности естественным путем: чередование
тренировочных дней и дней отдыха, постепенное возрастание объема и
интенсивности занятий (от простого к сложному), проведение занятий в
игровой форме. Рациональное сочетание на занятиях игр и упражнений с
интервалами отдыха. Эмоциональность занятий за счет использования в
занятии подвижных игр и эстафет. Гигиенический душ, теплые ванны,
водные процедуры закаливающего характера, прогулки на воздухе.
2. Учебно-тренировочный этап.
Восстановление
работоспособности
за
счет
педагогических,
гигиенических, психологических и медико-биологических средств.
Средства восстановления:
- педагогические средства являются основными, т.к. восстановление и
повышение спортивных результатов возможны только при рациональном
построении тренировки и соответствии ее объема и интенсивности
функциональному
состоянию
организма
спортсмена;
необходимо
оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном занятии, так и
на отдельных этапах подготовки;
- гигиенические: режим дня, уход за телом, одеждой, обувью,
калорийность и витаминизация пищи, питьевой режим, закаливание;
психологические
средства
обеспечивают
устойчивость
психологических состояний игроков для подготовки и участия в
соревнованиях, для чего применяются: аутогенная психорегулирующая
тренировка, методы: внушение, специальные дыхательные упражнения,
отвлекающие беседы с занимающимися; для проведения этой работы на
тренировочном этапе привлекаются психологи;
- медико-биологические средства: витаминизация, физиотерапия
(ионофорез, гальванизация под наблюдением врача), гидротерапия, все виды
массажа, русская парная баня и сауна.
3. Этап совершенствования спортивного мастерства.
Средства восстановления:
• педагогические – переключение с одного вида деятельности на
другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и
различной интенсивности в соответствии с микроциклами;
• гигиенические – оптимальные условия окружающей среды, личная
гигиена, отказ от вредных для здоровья привычек, режим дня;
• психологические – беседы, внушение, убеждение, специальные
дыхательные упражнения, отвлекающие факторы, само убеждение,
самовнушение, самоприказы, аутогенная тренировка, психорегулирующая
тренировка;
• медико-биологические: витаминизация пищи и дозированное
назначение витаминов в зимне-весенний период и в период повышения
тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях, физиотерапия,
гидротерапия; применение всех этих средств, производится под
наблюдением врача.
Фармакологические средства восстановления в детском спорте
должны быть ограничены. Применение любых препаратов в том числе
витаминных, возможно только по назначению спортивного врача.
I.
Система контроля
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее –
обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «плавание»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «плавание»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«плавание»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
муниципального уровня на первом и втором году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях
проведения
не ниже регионального уровня, начиная с третьего года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«плавание»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
ежегодно показывать результаты, соответствующие присвоению
спортивного разряда «кандидат в мастера спорта»;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
межрегионального уровня;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
Оценка
результатов
освоения
Программы
сопровождается
аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей
Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,
перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов
участия, обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации
обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«плавание»
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
Упражнения
Бег 30 м
Единица
измерения
Норматив до года
обучения
Норматив свыше года
обучения
мальчики
девочки
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
не более
с
6,9
7,1
6,5
6,8
не менее
не менее
количество
Сгибание и
разгибание рук в
раз
7
4
10
5
упоре лежа на полу
Наклон вперед из
не менее
не менее
положения стоя на
гимнастической
см
+1
+3
+4
+5
скамье (от уровня
скамьи)
Прыжок в длину с
не менее
не менее
места толчок двумя
см
110
105
120
110
ногами
2. Нормативы специальной физической подготовки
Плавание (вольный
без учета времени
без учета времени
стиль) 50 м
не более
не более
Бег челночный 3х10
с
м с высокого старта
10,1
10,6
9,8
10,3
Исходное
не менее
не менее
положение – стоя
держа мяч весом 1
м
3,5
3
4
3,5
кг за головой.
Бросок мяча вперед
2.4
Исходное
положение – стоя,
держа
гимнастическую
палку, ширина хвата
50 см.
Выкручивание
прямых рук в
плечевых суставах
вперед-назад
не менее
не менее
1
3
количество
раз
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной классификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по
виду спорта «плавание»
№
п/п
Упражнения
Норматив
Единица
измерения
юноши
1 Нормативы общей физической подготовки
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
3.1
Бег 1000 м
Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Челночный бег 3х10 м
мин, с
количество раз
см
с
девушки
не более
5,50
6,20
не менее
13
7
не менее
+4
+5
не более
9,3
9,5
не менее
Прыжок в длину с места толчок
см
двумя ногами
140
130
3. Нормативы специальной физической подготовки
Исходное положение – стоя
не менее
держа мяч весом 1 кг за
м
4,0
6,5
головой. Бросок мяча вперед
Исходное положение – стоя,
не менее
держа гимнастическую палку,
ширина хвата 60 см.
количество раз
3
Выкручивание прямых рук в
плечевых суставах вперед-назад
Исходное положение –стоя в
не менее
воде у борта бассейна.
Отталкиванием двух ног
м
7,0
8,0
скольжение в воде лежа на
груди, руки вперед
4. Уровень спортивной классификации
Период обучения на этапе спортивной подготовки
Спортивные разряды –
(до трех лет)
«третий юношеский
3.2
Период обучения на этапе спортивной подготовки
(свыше трех лет)
спортивный разряд», «второй
юношеский спортивный
разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»
Спортивные разряды –
«третий спортивный разряд»,
«второй спортивный разряд»,
«первый спортивный разряд»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной классификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду спорта
«плавание»
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
Упражнения
Единица
измерения
Норматив
юноши/
девушки/
мужчины
женщины
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
Бег на 2000 м
мин, с
9.20
10.40
не менее
Подтягивание из виса на
количество раз
высокой перекладине
8
Наклон вперед из положения
не менее
стоя на гимнастической скамье
см
+9
+13
(от уровня скамьи)
не более
Челночный бег 3х10 м
с
8,0
9,0
не менее
Прыжок в длину с места толчок
см
двумя ногами
190
165
1. Нормативы специальной физической подготовки
Исходное положение – стоя
не менее
держа мяч весом 1 кг за
м
5,3
4,5
головой. Бросок мяча вперед
Исходное положение – стоя,
не менее
держа гимнастическую палку,
ширина хвата 60 см.
количество раз
5
Выкручивание прямых рук в
плечевых суставах вперед-назад
Прыжок в высоту с места
не менее
отталкиванием двумя ногами, с
см
45
35
приземлением на обе ноги
Исходное положение –стоя в
не более
воде у борта бассейна.
Отталкиванием двух ног
с
6,7
7,0
скольжение в воде лежа на
груди, руки вперед. Дистанция
11 м
2. Уровень спортивной классификации
3.1
Спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта»
II. Рабочая программа
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки
Программный материал для учащихся этапа начальной подготовки 1, 23 годов обучения. Для детей 7-12 лет.
Основными задачами при работе с группами начальной подготовки
должны быть: Укрепление здоровья;
Приобретение разносторонней физической подготовленности;
Овладение элементами четырёх способов плавания, стартов и
поворотов;
Привитие интереса к занятиям спортом и выявление задатков и
способностей детей к систематическим занятиям плаванием;
Воспитание черт спортивного характера.
Примерный тематический план начальной подготовки.
№ Программный материал
НП 1 года НП 2 года
(час)
(ча
максимальн максимально
ое коли-во е
коли-во
часов 6 ч часов 9 ч с)
1. Общая физическая подготовка (на суше): Общеразвивающие
187
257
физические упражнения: легкоатлетические упражнения:
ходьба, бег, прыжки, метания; строевые и общеразвивающие
гимнастические упражнения; спортивные и подвижные
игры; акробатические упражнения.
2. Специальная физическая подготовка и спортивно63
117
техническая подготовка (на суше, в воде): специальные
физические упражнения: упражнения для развития гибкости,
быстроты, ловкости, координации, силы, выносливости;
упражнения для развития подвижности в плечевых,
голеностопных и коленных суставах, ротации позвоночника;
упражнения с резиновыми амортизаторами для развития
мышц туловища, плечевого пояса и рук;
плавательная подготовка: упражнения для развития
аэробной
выносливости,
скоростных
способностей,
Быстроты реакции на стартовый сигнал.
учебные прыжки в воду: прыжки в воду ногами вниз спады в
воду из различных
положений и с различными движениями рук; старты из
различных положений.
упражнения для изучения техники спортивных способов
плавания и совершенствования в ней: имитационные
упражнения; упражнения для изучения движений при
плавании брассом; упражнения для изучения движений при
плавании баттерфляем; упражнения для совершенствования
техники плавания кролем на груди, кролем на спине,
поворотов.
Игры и развлечения на воде: водное поло; эстафетное
плавание.
3. Техническая подготовка
Упражнения для изучения техники спортивных способов
плавания и совершенствование в ней: -имитационные
упражнения; -упражнения для совершенствования техники
плавания спортивными способами, поиска индивидуальных
особенностей техники; -упражнения, направленные на
экономизацию движений, умение сочетать напряжение и
расслабление мышц.
4. Тактическая, теоретическая подготовка, психологическая
Тактическая подготовка: упражнения или действия по
задуманному плану (по раскладке, с определённой
скоростью); упражнения для развития активной и пассивной
тактики;
Психологическая подготовка: задание на развитие «чувства
воды»; психотехнические упражнения; развитие чувства
времени; упражнение «мысленная репетиция»; упражнения
«идеомоторная настройка»; упражнения для развития
тактического мышления; психологическая подготовка к
старту;
упражнения
для
финишной
мобилизации;
упражнения для психической адаптации к публике
5. Тестирование, участие в соревнованиях: тестирование по
учебным контрольным нормативам (осеннее, весеннее);
Контрольные старты (все по календарю спортивно-массовых
мероприятий на учебный год). Медицинское обслуживание
ВСЕГО ЧАСОВ:
56
84
3
5
3
5
312
468
Программный материал для учебно-тренировочного этапа
Основными задачами при работе с учебно-тренировочными группами
должны быть: Совершенствование техники всех спортивных способов
плавания, стартов и поворотов с учётом индивидуальных особенностей
спортсмена; Развитие скоростно-силовых возможностей; Воспитание общей
выносливости; Развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и
координационных способностей с помощью упражнений на суше и в воде;
Выбор узкой специализации; Воспитание бойцовских качеств и умение
тактической борьбы на основной дистанции; Развитие адаптации к
психологической напряжённости в тренировочном процессе путём создания
на занятиях жёсткой конкуренции и соревновательной обстановки;
Расширение соревновательной практики.
Примерный тематический план учебно-тренировочного этапа подготовки
УТГ
УТГ свыше
до трех лет
трех лет
№
Программный материал
максимальное максимальное
п/п
количество
количество
часов 14
часов 18
1. Общая
физическая
подготовка
(на
суше):
313
346
Общеразвивающие
физические
упражнения:
легкоатлетические упражнения: ходьба, бег, прыжки,
метания; строевые и общеразвивающие гимнастические
упражнения;
спортивные
и
подвижные
игры;
акробатические упражнения.
2. Специальная физическая подготовка и спортивно204
281
техническая подготовка (на суше, в воде): Специальные
физические упражнения: координации, максимальной
сил, силовой выносливости, прыгучести; упражнения для
развития подвижности в плечевых, голеностопных и
коленных суставах, ротации позвоночника; упражнения с
оборудованием (резиновые амортизаторы, гантели,
штанга, тренажёры) для развития мышц туловища,
плечевого пояса и рук;
-плавательная подготовка: упражнения для развития
аэробной и аэробно- анаэробной выносливости,
специальной выносливости, скоростных способностей,
быстроты реакции на стартовый сигнал, плавание в
лопатках и с тормозами.
3. Упражнения для изучения техники спортивных способов
146
215
плавания и совершенствование в ней: -имитационные
упражнения; -упражнения для совершенствования
техники плавания спортивными способами, поиска
индивидуальных особенностей техники; -упражнения,
направленные на экономизацию движений, умение
сочетать напряжение и расслабление мышц.
Учебные прыжки в воду: прыжки в воду ногами вниз и
спады в воду из различных исходных положений и с
различными движениями рук; прыжки с вышки; старты из
различных исходных положений.
Игры и развлечения на воде: водное поло; эстафетное
плавание
Тактическая, теоретическая подготовка, психологическая
4. подготовка
Психологическая подготовка: задание на развитие
«чувства воды»; психотехнические упражнения; развитие
чувства времени; упражнение «мысленная репетиция»;
упражнения «идеомоторная настройка»; упражнения для
развития тактического мышления; психологическая
подготовка к старту; упражнения для финишной
мобилизации; упражнения для психической адаптации к
публике;
психологическое
восстановление
после
нагрузок;
упражнения
аутогенной
тренировки;
психологическая подготовка к достижению высокого
результата; метод домашних заданий.
Тактическая подготовка: упражнения или действия по
задуманному плану (по раскладке, с определённой
скоростью); упражнения для развития активной и
пассивной тактики; упражнения для совершенствования
тактики прохождения дистанции в соревновательный
период; Упражнения для совершенствования тактики
стартов и финишей; Упражнения для совершенствования
тактики в эстафетном плавании (конкретная задача
каждого.
Восстановительные
мероприятия
и
медицинское
обслуживание:
-диспансерное обследование учащихся у спортивного
врача(осеннее,
весеннее)
-восстановительные
мероприятия:
5. Инструктаж и судейская практика: самостоятельное
проведение разминки в зале «сухого плавания»; семинар
по правилам соревнований и должностным обязанностям
судей различного амплуа; участие в судействе местных,
городских, районных, краевых соревнований. Участие в
соревнованиях различного уровня, сдача контрольных
нормативов
ВСЕГО ЧАСОВ:
29
47
36
47
728
936
Особенности осуществления спортивной подготовки по
отдельным спортивным дисциплинам
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «плавание» основаны на особенностях
вида спорта «плавание» и его спортивных дисциплин. Реализация
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки
проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин
вида спорта «плавание», по которым осуществляется спортивная подготовка.
Плавание, как вид спорта, как массовое физическое воспитание,
оздоровительное и гигиеническое средство представлено в государственных
программах по физической культуре в спортивных и образовательных
школах.
Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс,
баттерфляй.
В настоящий момент Олимпийская программа по плаванию в 50метровом бассейне включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 у
женщин):
-одиночное плавание спортивными способами на различные
дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 метров для женщин и 50,
100, 200, 400 и 1500 метров для мужчин), кроль на спине (100 и 200 метров),
брасс (100 и 200 метров), баттерфляй (100 и 200 метров),
-комплексное плавание (200 и 400 метров). Равные отрезки дистанции
преодолеваются разными способами плавания, сменяющимися в четкой
последовательности;
-эстафеты вольным стилем 4x100 и 4x200 метров. Четыре пловца
плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок;
-комбинированную эстафету 4x100 метров. Каждый участник
проплывает свой этап определённым способом плавания.
В олимпийскую программу с 2008 года включено марафонское
плавание на открытой воде на дистанции 10 км.
Как вид спорта плавание выделяет свои спортивные дисциплины составные части, включающие в себя один или несколько видов
соревнований.
Осуществление спортивной подготовки по дисциплинам вида
спорта «плавание осуществляется при формировании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, в том числе годового
учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при
условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
III.
субъекта Российской Федерации по виду спорта «плавание» участия в
официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «плавание» не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнованиях.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных
занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «плавание»
Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
Материально-технические
условия
реализации
Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают ( в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры) :
наличие плавательного бассейна 25 м
наличие тренировочного спортивного зала
наличие тренажерного зала (г. Советский, ул. Калинина, д.19)
наличие раздевалок и душевых
наличие медицинского пункта (г. Советский, ул. Калинина, д.19)
оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020
№ 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской
помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том
числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц,
желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о
допуске к участию физкультурных
и спортивных мероприятиях»
(зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем,
спортивной экипировки необходимыми для прохождения спортивной
подготовки; обеспечение спортивной экипировкой;
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения
спортивных мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период
проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
IV.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем,
необходимыми для прохождения спортивной подготовки.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Наименование оборудования и спортивного
инвентаря
весы электронные
Доска для плавания
Доска информационная
Колокольчик судейский
Ласты тренировочные для плавания
Лопатка для плавания
(большие, средние, кистевые)
Мат гимнастический
Мяч ватерпольный
Мяч набивной (медицинобол) (от 1 до 5 кг)
Поплавки-вставки для ног (колобашка)
Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением
Разделительные дорожки для бассейна
(волногасители)
Секундомер настенный четырехстрелочный для
бассейна
Секундомер электронный
Скамейка гимнастическая
Единица
измерения
штук
штук
штук
штук
штук
штук
Количество
изделий
1
30
2
10
30
штук
штук
комплект
штук
штук
комплект
15
5
2
30
30
штук
штук
штук
60
1
2
8
6
Обеспечение спортивной экипировкой
Этапы спортивной подготовки
срок эксплуатации
(лет)
Купальник
количество
5.
срок эксплуатации
(лет)
4.
количество
3.
Расчетная единица
срок эксплуатации
(лет)
2.
Гидрокостюм
стартовый
(женский)
Гидрокостюм
стартовый
(мужской)
Костюм
спортивный
Кроссовки
спортивные
Единица
измерения
количество
1.
Наименование
Этап высшего
спортивного
мастерства
срок эксплуатации
(лет)
№
п/п
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
количество
Этап начальной
подготовки
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
2
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
2
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
2
1
2
1
2
1
Женский
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Носки
Очки для
плавания
Плавки
(мужские)
Полотенце
Рюкзак
спортивный
Футболка с
коротким
рукавом
Шапочка для
плавания
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
2
1
2
1
2
1
штук
на обучающегося
-
-
2
1
2
1
2
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
2
1
3
1
3
1
Кадровые условия реализации Программы:
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «плавание», а
также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации:
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда
России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.012021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта»,
утвержденный приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
профессиональным стандартом «Специалист по обслуживанию и ремонту
спортивного инвентаря и оборудования», утвержденным приказом Минтруда
России от 28.03.2019 № 192H (зарегистрирован Минюстом России
23.04.2019, регистрационный № 54475) или Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической
культуры
и
спорта»,
утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916H (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Информационно-методические условия реализации Программы
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание»
(утверждённым приказом Минспорта от 16 ноября 2022 г. № 1004),
разработанный на основании части 4 статьи 34 Федерального закона от
04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012 № 53
(ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.06.2012 № 607(Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525;), определяет условия и
минимальные требования к спортивной подготовке в организациях
осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным
законом.
Приказ Минспорта России от 20.02.2017 N 108 (ред. от 16.02.2018)
"Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной
классификации" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2017 N 46058
Приказ Минспорта РФ от 30.10.2015 N 999 "Об утверждении
требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных
сборных команд РФ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2016 N 41679 С
изменениями и дополнениями от:7 июля 2022 г.В соответствии с пунктом 2.2
статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 30, ст. 4596, N 49, ст.
7062, N 50, ст. 7354; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 1, ст. 76, N 27, ст. 3995;
2015, N 41, ст. 5628))
Приказ Минспорта России «Об утверждении особенностей
организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27
декабря 2013 г. № 1125;
Приказ Минспорта России «Об утверждении Порядка приема лиц в
физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией
и осуществляющие спортивную подготовку» от 16 августа 2013 г. № 645;
Приказ Минспорта России «Об утверждении порядка осуществления
контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную
подготовку,
федеральных
стандартов
спортивной
подготовки»,
зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации от 30
августа 2013 № 636;
Порядок
оказания
медицинской
помощи
при
проведении
физкультурных и спортивных мероприятий (утвержден приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2010 №
613-н);
Список литературы
1.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных спортсменов М., 1986.
– 191с
2.
Булгакова Н.Ж. Плавание М.: Физкультура и спорт, 2009. – 400с
3.
Настольная книга тренера. Озолин Н.Г.- М.: Астрель, 2003.
4.
Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для
тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского
резерва.- М.: Комитет Российской Федерации по физической культуре.
Всероссийская федерация плавания, 1993.
5. Плавание. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ/ под
общей ред. Л.П.Макаренко. - М., 1983.
6. Плавание. Правила соревнований Д.Ф.Белов,Е.Г.Борисов, Г.М.Ерохин,
Ф.М.Михайлов Официальное издание Всероссийской федерации плавания
М., 2008.64 с.
7.
Техника спортивного плавания (пособие для тренеров).
Макаренко Л.П.- М.:Всероссийская федерация плавания, 2000.
8.
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность
спортивных школ/ Составители: В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н.
Панкратова. - М.: 1995
9.
Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для
детско - юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2006- 216с
10. Викулов А.Д. Плавание. Владос-пресс, 2003г.
11. Макаренко Л.П. Юный пловец. Физкультура и спорт, 2000г.
12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, изд. «Апрель», 2003г.
13. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой
тренировки. Минск. Высшая школа, 1980г.
14. Рубен Гузман Плавание. Упражнения для обучения и
совершенствования техники всех стилей, ООО «Попурри» г.Минск, 2013.
15. Йен Маклауд Анатомия ПЛАВАНИЯ, ООО «Попурри» г.Минск,
2011.
16. ПЛАВАНИЕ,
книга-тренер,
Москва,
ООО
«Издательство»Эксмо», 2013
Список Интернет-ресурсов:
1.
Министерство
спорта
Российской
Федерации
(http://www.minsport.gov.ru)
2. Министерство физической культуры и спорта Ханты-Мансийского
автономного округа – Югра (https://depsport.admhmao.ru/)
3. Российское антидопинговое агентство (http://www.rusada.ru)
4. Всемирное антидопинговое агентство (http://www.wada-ama.org)
5. Олимпийский комитет России (http://www.roc.ru/)
6. Международный олимпийский комитет (http://www.olympic.org/)
7. Всероссийская федерация плавания. http://russwimming.ru 8. http://www.swimming.ru/
9. http://swim-video.ru/
10. http://www.sportvisor.ru/