Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта ФУТБОЛ.

Муниципальное автономное учреждение
«Спортивная школа Советского района»
(МАУ СШ Советского района)
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
МАУ ДО СШ Советского района
Протокол № 1 от 02.02.2023

Утверждено
приказом директора
МАУ ДО СШ Советского района
Романовой Н.Б.
№ 51 от 03.02.2023

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «футбол»
Разработана с учетом примерной дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» утвержденной Приказом
Министерства спорта Российской Федерации от
14.12.2022 г. №1230
В соответствии требований федерального стандарта спортивной подготовки
По виду спорта «Футбол»
утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от
16.11.2022 № 1000
Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Этап начальной подготовки

3

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
Этап совершенствования спортивного
мастерства

4-5
не ограничивается
Разработчики:
заведующий отделением:
С.Ю. Глушкова

г. Советский 2023 год

I. Общее положение
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «футбол» (далее – Программа) предназначена для организации
образовательной деятельности по спортивной подготовке «футбол» с учетом
совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «футбол»,
утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 1000 (далее –
ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Задачи программы:
популяризация футбола и привлечение максимального количества детей и
подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
укрепление здоровья обучающихся, закаливание организма, утверждение
здорового образа жизни;
всестороннее развитие физических способностей, обучающихся;
воспитание личностных качеств юных спортсменов;
овладение основами выбранного вида спорта «футбол».
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3.
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки с учетом
приложения 1 ФССП по виду спорта «футбол»
Срок реализации
Этапы спортивной
Возрастные
Наполняемость
этапов
подготовки
границы лиц, (лет)
(человек)
(лет)
Этап начальной
3
от 7
от 14 до 28
подготовки
Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
4-5
от 10
от 12 до 24
специализации)
не
Этап СС
от 14
от 6 до 12
устанавливается

Допускается одновременное проведение учебно-тренировочных занятий с
обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении
следующих условий:
 не превышена единовременная пропускная способность спортивного
сооружения;
 обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Минимальный возраст при зачислении на начальную подготовку 1 года
допускается при условии исполнения необходимого возраста в календарном году.
Обучающимся, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
предъявляемые Программой требования или по иным причинам, предоставляется
возможность (при наличии бюджетных мест) продолжить обучение на
общеразвивающей программе.
4.
Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки с учетом приложения 2 ФССП по виду спорта «футбол»
Этапы и годы спортивной подготовки

Этапный
норматив

Количество
часов
в неделю
Общее
количество
часов в год

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

Этап
совершенствова
ния
спортивного
мастерства

До года

Свыше
года

До трех
лет

Свыше
трех
лет

4,5-6

6-8

10-12

12-16

16-18

234-312

312-416

520-624

624-832

832-936

5.
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки с учетом
приложения 3, приложения 4, приложения 5 ФССП по виду спорта «футбол»:
учебно-тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные);
учебно-тренировочные мероприятия;
самостоятельная подготовка;
спортивные соревнования, согласно объему соревновательной деятельности;
тестирование и контрольные мероприятия.

Учебно-тренировочные мероприятия с учетом приложения 3 ФССП по виду
спорта «футбол»:
№ п/п

Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
Виды учебно-тренировочных
мероприятий

Этап
начальной
подготовки

УчебноЭтап
тренировочный совершенствовани
этап
я спортивного
(этап
мастерства
спортивной
специализации)

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к международным спортивным
соревнованиям

-

-

21

1.2.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к чемпионатам России, кубкам
России, первенствам России

-

14

18

1.3.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке к другим
всероссийским спортивным
соревнованиям

-

14

18

1.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к официальным спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

14

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и (или)
специальной физической
подготовке

-

14

18

2.2. Восстановительные мероприятия

2.3.

-

-

Мероприятия
для комплексного медицинского
обследования

2.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия
в каникулярный период

2.5.

Просмотровые
учебно-тренировочные
мероприятия

До 10 суток

До 3 суток, но не
более 2 раз в год
До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочного
мероприятий в год

-

-

До 60 суток

Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся,
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно
Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта
«футбол»:

наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;

соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Организация, реализующая дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих
спортивную подготовку, на спортивные соревнования на основании
утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий, формируемого,
в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных,
всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных
спортивных соревнованиях.
Объем соревновательной деятельности с учетом приложения 4 ФССП по
виду спорта «футбол»:
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап НП
УТ этап
Этап СС
Виды спортивных
Свыше
соревнований
Свыше
До трех
До года
трех
года
лет
лет
Для спортивной дисциплины «мини-футбол»
Контрольные
1
1
1
2
2
Отборочные
1
2
1
Основные
2
2
2

6.
Годовой учебно-тренировочный план ведется в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной
подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения
непрерывности учебно-тренировочного процесса).
Самостоятельная подготовка может составлять не менее 10% и не более 20%
от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным
планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу
спортивной подготовки.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитана на 52 недели в год.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при
реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех
часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в группах СС
в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более
восьми часов.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства, а также на
всех этапах спортивной подготовки в период проведения тренировочных
мероприятий и участия спортивных соревнований.

Годовой учебно-тренировочный план.

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3

Виды подготовки и
иные мероприятия

Этапы подготовки
НП
УТЭ
До года
Свыше
До трех
Свыше
года
лет
трех лет
Нагрузка, час.
4,5-6
6-8
10-12
12-16
Наполняемость групп (человек)
от 14 до 28
от 12 до 24
13-17
13-17
13-17
13-17
7-9
9-11
7-8
7-8
45-52
43-49
35-39
18-20
1-2
1-2
7-9
11-13

Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая, Психологическая,
Теоретическая подготовка
Инструкторская, Судейская практика
2-3
Медицинские, медико-биологические,
3-5
3-5
2-4
восстановительные мероприятия
Интегральная подготовка
32-36
34-39
20-24
Объем соревновательной деятельности (количество стартов)
контрольные
1
1
1
отборочные
1
основные
2
Общее количество часов в год
234-312
312-416
520-624

ССМ

16-18
от 6 до 12
9-11
9-11
10-12
9-11
19-2

2-3
8-11

3-4
8-11

26-29

27-32

2
2
2
624-832

2
1
2
832-936

7.
Календарный план воспитательной работы.
Воспитательная работа одна из основных задач учреждения, которая
осуществляется в течение всего периода обучения и реализуется в каждом разделе
учебного плана в пределах выделенных часов. Высокий профессионализм
педагога способствует формированию у обучающегося нравственных качеств,
формирует активную жизненную позицию. Специфика воспитательной работы в
спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель проводит ее во время
учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в
спортивно-оздоровительных лагерях. На протяжении многолетней спортивной
подготовки тренер формирует у обучающихся патриотизм, нравственные
качества
(честность,
доброжелательность,
самообладание,
дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми
(настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием обучающихся, вновь поступивших в школу;
торжественный вечер по окончанию учреждения;
просмотр игр, соревнований и других мероприятий (фото, видео) и их
обсуждение;
регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся;
проведение тематических праздников;
встречи со знаменитыми спортсменами;
экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Наряду с
воспитанием у обучающихся понятий об общечеловеческих ценностях, серьезное
внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у
обучающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (допинг,
неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей).
Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на
достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально-волевых
качеств. Соревнования могут быть средством контроля успешности
воспитательной работы в коллективе. Наблюдая за особенностями поведения

своих подопечных во время их выступлений, тренер-преподаватель может делать
выводы об уровне морально-волевых качеств.

Календарный план воспитательной работы
№ п/п

1.1

1.2

2.1

2.2

Направление
работы

Мероприятия

1. Профориентационная деятельность
Судейская
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых
практика
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведение спортивных соревнований в качестве
помощника спортивного судьи и помощника секретаря спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей;
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве
помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной
задачей;
- формирование навыка наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессу;
- формирование склонности к педагогическом работе;
2. Здоровьесбережение.
Организация и проведение
Дн здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:
мероприятий, направленных на
- формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных
формирование здорового образа фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению
жизни
мероприятий, ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
Режим питания и отдыха

Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима

Сроки
проведения
В течение
года

В течение года

В течение года

В течение года

3.1

3.2

4.1

Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности перед
родиной, гордость за свой край,
свою Родину, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн), готовность к
служению отечества, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе, культура
поведения болельщиков и
спортсменов на соревнованиях)
Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях и спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)

Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных

(продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика
переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и
укрепления иммунитета);
3. Патриотическое воспитание обучающихся
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов,
тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые
организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной
подготовки

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том
числе в парадах, церемониях открытия (закрытия),
награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки;
4. Развезите творческого мышления
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные
на:
- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных
результатов;

В течение года

В течение года

В течение года

результатов)

5.

- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
расширение общего кругозора юных спортсменов;
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки

8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним.
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организации,
осуществляющие спортивную подготовку, обязаны реализовывать меры по
предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно
проводить с обучающими занятия, на которых до них доводятся сведения о
последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил; знакомить обучающихся под роспись с
локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной
подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду
или видам спорта.
Теоретическая часть.
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организации,
осуществляющие спортивную подготовку, обязаны реализовывать меры по
предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно
проводить с лицами, проходящими спортивную подготовку, занятия, на которых
до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья
спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку под роспись с локальными
нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки,
а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам
спорта.
Основные термины и понятия:
Антидопинговая деятельность - антидопинговое образование и информирование,
планирование распределения тестов, ведение Регистрируемого пула
тестирования, управление Биологическим паспортом спортсмена, проведение
тестирования, организация анализа проб, сбор информации и проведение
расследований, обработка запросов на получение Разрешения на терапевтическое
использование, обработка результатов, мониторинг и обеспечение исполнения
применяемых последствий нарушений, а также иные мероприятия, связанные с
борьбой с допингом, которые осуществляются антидопинговой организацией или
от ее имени в порядке установленном Всемирный антидопинговый кодексом и
(или) международными стандартами.
Антидопинговая организация - ВАДА или Подписавшаяся сторона,
ответственная за принятие правил, направленных на инициирование, внедрение и
реализацию любой части процесса Допинг-контроля. В частности,
Антидопинговыми организациями являются Международный олимпийский
комитет, Международный паралимпийский комитет, другие Организаторы

крупных спортивных мероприятий, которые проводят Тестирование на своих
Спортивных мероприятиях, Международные федерации и Национальные
антидопинговые организации.
ВАДА - Всемирное антидопинговое агентство.
Внесоревновательный период – любой период, который не является
соревновательным.
Всемирный антидопинговый Кодекс (Кодекс) - основополагающий и
универсальный документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая
программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности
борьбы с допингом в мире путем объединения основных элементов этой борьбы.
Запрещенная субстанция - любая субстанция или класс субстанций,
приведенных в Запрещенном списке.
Запрещенный список - список, устанавливающий перечень Запрещенных
субстанций и Запрещенных методов.
Запрещенный метод - любой метод, приведенный в Запрещенном списке.
Персонал спортсмена - любой тренер, инструктор, менеджер, агент, персонал
команды, официальное лицо, медицинский, парамедицинский персонал, родитель
или любое иное лицо, работающие со спортсменом, оказывающие ему
медицинскую помощь или помогающие спортсмену при подготовке и в участии в
спортивных соревнованиях.
РУСАДА – Российское антидопинговое агентство «РУСАДА».
Соревновательный период - период, начинающийся в 23:59 накануне дня
спортивного соревнования, на котором запланировано участие спортсмена, и
заканчивающийся в момент окончания соревнования или процесса отбора проб,
относящегося к данному соревнованию, в зависимости от того, что позднее.
Спортсмен - любое Лицо, занимающееся спортом на международном уровне
(как это установлено каждой Международной федерацией) или национальном
уровне (как это установлено каждой Национальной антидопинговой
организацией). Антидопинговая организация имеет право по собственному
усмотрению применять антидопинговые правила к Спортсмену, который не
является Спортсменом ни международного, ни национального уровня,
распространяя на него определение «Спортсмен». В отношении Спортсменов,
которые не являются Спортсменами ни международного, ни национального
уровня, Антидопинговая организация может действовать следующим образом:
свести к минимуму Тестирование или не проводить Тестирование вообще;
анализировать Пробы не на весь перечень Запрещенных субстанций; требовать
предоставления меньшего количества информации о местонахождении или
вообще не требовать ее предоставления; не требовать заблаговременной подачи
запросов на Разрешения на терапевтическое использование. Однако если
Спортсмен, находящийся под юрисдикцией Антидопинговой организации и

выступающий на уровне ниже международного и национального, совершает
нарушение антидопинговых правил, предусмотренное в статьях 2.1, 2.3 или 2.5,
то к нему применяются Последствия, предусмотренные Кодексом. Для целей
статей 2.8 и 2.9, а также для проведения информационных и образовательных
программ Спортсменом является любое Лицо, занимающееся спортом под
юрисдикцией любой Подписавшейся стороны, правительства или другой
спортивной организации, которая приняла Кодекс.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и
борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов
и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным
документом,
на
котором
основывается
Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила
соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений
антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:
Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в
пробе, взятой у спортсмена.
Использование или попытка использования спортсменом запрещенной
субстанции или запрещенного метода.
Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допингконтроля со стороны спортсмена или иного лица.
Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со
стороны спортсмена или персонала спортсмена.
Распространение или попытка распространения любой запрещенной
субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому
спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому
спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период.

Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.
Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование
или преследование за предоставление информации уполномоченным органам.
В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности».
Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение
попадания запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование
запрещенного метода.
Всемирное антидопинговое агентство обращает особое внимание на
использование спортсменами пищевых добавок, так как во многих странах
правительства не регулируют соответствующим образом их производство. Это
означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не
соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по
проверке препаратов, рисках использования биологически-активных добавок,
процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих
антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном
стенде организации, осуществляющей спортивную подготовку. Также, должен
быть актуализирован раздел «Антидопинг» на сайте организации со всеми
необходимыми материалами и ссылками на сайт «РУСАДА».
План антидопинговых мероприятий
Спортсмены

Этап начальной
подготовки

Вид программы

Тема

1.Веселые старты

«Честная игра»

2. Теоретическое
занятие

«Ценности
спорта. Честная
игра»

3. Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство с
международным
стандартом
«Запрещенный
список»)
4.Антидопинговая
викторина
5. Онлайн
обучение на сайте
РУСАДА

«Играй честно»

Ответственный
за проведение
мероприятия
Тренер
Тренер

Сроки
проведения
1-2 раза в
год
1 раз в год

Тренер

1 раз в
месяц

Тренер

По
назначению
1 раз в год

Тренер +
Спортсмен

6. Родительское
собрание

7. Семинар для
тренеров

1.Веселые старты

Тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

2.Онлайн обучение
на сайте РУСАДА
3.Антидопинговая
викторина
4.Семинар для
спортсменов и
тренеров

5.Родительское
собрание

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства,
Этап высшего
спортивного
мастерства

1.Онлайн обучение
на сайте РУСАДА
2.Семинар

«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Честная игра»

«Играй честно»
«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»

«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»

Тренер

1-2 раза в
год

Ответственное 1-2 раза в
лицо за
год
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

Тренер
Тренер +
Спортсмен
Тренер
Ответственное
лицо за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

1-2 раза в
год
1 раз в год
По
назначению
1-2 раза в
год

Тренер

1-2 раза в
год

Спортсмен

1 раз в год

Ответственное 1-2 раза в
за
год
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

«Система
АДАМС»

9.
Планы инструкторской и судейской практики.
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в
форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы.
Инструкторская и судейская практика в течение всего периода обучения
позволяет подготовить помощников, привлекая обучающихся к организации
занятий и проведению соревнований. Эта работа осуществляется на практических
текущих занятиях, игровых тренировках, контрольных играх и соревнованиях
(других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия определяется уровень
специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в футбол,
методике тренировки, правилам соревнований и их организации.
В процессе овладения способностями инструктора необходимо
последовательно осваивать следующие навыки и умения:
Построить группу и подать основные команды в движении.
Составить конспект и провести разминку в группе.
Определить и исправить ошибки в выполнении упражнений.
Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением
тренера.
Составить конспект урока и провести занятие с командой в
общеобразовательной школе.
Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен
освоить следующие навыки и умения:
Составить положение о проведении первенства школы по футболу.
Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и
в составе секретариата.
Судить игры в качестве судьи в поле.
В группах начальной подготовки с обучающимися проводится
коллективный разбор тренировочных занятий и соревнований, изучаются правила
соревнований. Отдельные, наиболее простые по содержанию тренировочные
занятия, обучающиеся выполняют самостоятельно. Они привлекаются к
подготовке мест соревнований и помогают в судействе соревнований по сдаче
контрольных нормативов.

В учебно-тренировочных группах спортсмены участвуют в проведении
тренировочных занятий в качестве помощника тренера, участвуют вместе с ним в
составлении планов подготовки, привлекаются к судейству контрольных
соревнований.
В группах спортивного совершенствования обучающиеся часть
тренировок выполняют самостоятельно, проводят отдельные занятия с младшими
группами в качестве помощника тренера и инструктора, участвуют в судействе
контрольных и официальных соревнований, выполняют необходимые требования
для получения званий инструктора и судьи по спорту.
Для подготовки инструктора и судьи высокого класса необходимо проводить
систематические теоретические занятия, а также пополнять свой багаж знаний за
счет самообразования.
Рекомендуемые темы теоретической подготовки на все года:
Правила и принципы организации и судейства соревнований по футболу.
Основы планирования учебных занятий и составления конспектов.
Особенности организации учебных занятий.
10.
План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применение восстановительных средств.
Медицинский
(врачебный)
контроль
за
юными
спортсменами
осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от
23 октября 2020 г. № 1144н и предусматривает:
- медицинское обследование (1 раз в год для групп НП);
- углубленное медицинское обследование (1 раз в год для групп УТ, 2 раза в
год для групп СС);
- наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и
соревнований, одеждой и обувью;
- контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по
состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное
положение - допуск к учебно-тренировочным и спортивным мероприятиям
здоровых спортсменов. Восстановительно-профилактические средства – это
средства педагогического, психологического, медико-биологического характера,
действие которых направлено на ускорение процессов восстановления организма
после тренировочных нагрузок, повышения сопротивляемости организма к
отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней среды.
Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические
(естественно гигиенические), медико-биологические и психологические.

Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление
работоспособности:
рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так
и в целостном тренировочном процессе;
ведение специальных восстановительных микроциклов и профилактических
разгрузок;
выбор оптимальных интервалов и видов отдыха; оптимальное использование
средств переключения видов спортивной деятельности;
полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
использование методов физических упражнений, направленных на
стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление и т.д.);
повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств
восстановления, соблюдение режима дня, предусматривающего определенное
время для тренировок.
Медико-биологические средства восстановления с ростом объема средств,
специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса,
соревновательной практики необходимо увеличивать время, отводимое на
восстановление организма обещающихся. На тренировочных этапах при
увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться медикобиологические средства восстановления.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная
баня или сауна. Перечисленные средств восстановления должны быть назначены
и постоянно контролироваться врачом.
К психологическим средствам восстановления относятся:
психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные
условия быта; создание положительного эмоционального фона во время отдыха,
цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и
эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для
спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение.
Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная
тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после
тренировочного занятия. Каждое средство восстановления является
многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять
единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего
спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих
средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли

медико- биологических и психологических средств, то для начинающих
спортсменов требуется минимальное количество медико-биологических средств
с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и
педагогических факторов. Планирование
объема
восстановительных
мероприятий имеет те же принципы, что и планирование нагрузки - т.е.
систематичность, вариативность, учет индивидуальных особенностей организма
спортсменов и др. При организации восстановительных мероприятий следует
учитывать субъективные и объективные признаки утомления, не
довосстановления. В дни больших нагрузок планируется меньше
восстановительных мероприятий, чем в дни «отдыха», так как повышенные дозы
восстановительных процедур могут «блокировать» максимальное воздействие
тренировки на организм. При составлении восстановительных комплексов
следует помнить, что вначале надо применять средства общего глобального
воздействия, а затем - локального.
К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна в
сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.)
адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование
комплекса, а не отдельных восстановительных средств, дает больший эффект.
Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает
восстановительный эффект, так как организм адаптируется к средствам
локального воздействия.
Этапы и годы спортивной подготовки
Медицинские, медикобиологических мероприятия

Этап
начальной
подготовки

Восстановительные мероприятия

-

Мероприятия для комплексного
медицинского обследования

-

УчебноЭтап
тренировочны совершенст
й этап (Этап
вования
спортивной
спортивног
специализаци
о
и)
мастерства
-

до 10 суток

-

До 3 суток,
но не более
2 раз в год

III. Система контроля
11.
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1 На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «футбол»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки.
11.2 На
учебно-тренировочном
этапе
(этапе
спортивной
специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «футбол» и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и
участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«футбол»; изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом и
втором и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения
не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации,
начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства.
11.3 На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;

приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «футбол»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«второй спортивный разряд» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее тесты), а также с учетом результатов участия, обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки (указываются комплексы контрольных упражнений с
учетом приложений № 6-9 к ФССП и тесты) и уровень спортивной квалификации
обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки (указывается с учетом
приложений № 7-9 к ФССП).
Нормативы общей физической и технической подготовки для зачисления
и перевода на этап начальной подготовки
по виду спорта «футбол»
№ п/п Упражнения Единица
Норма до года
Норма с выше года
измерения
обучения
обучения
мальчики девочки мальчики девочки
Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол (футзал)»
1.
Прыжок в
см
не менее
не менее
длину с
100
90
110
105
места
толчком
двумя

ногами
Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «минифутбол (футзал)»
1.
Бег на 10 м
сек.
не более
не более
с высокого
2,35
2,50
2,30
2,40
2.
Челночный
сек.
не более
не более
бег 5x6 м
12,4
12,6
12,2
12,4
3.
Прыжок в
см.
не менее
не менее
длину с
100
90
110
105
места
толчком
двумя
ногами
Нормативы общей физической и технической подготовки, уровень спортивной
квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
по виду спорта «футбол»
№
Упражнения
Единица
Норматив
п/п
измерения
юноши
девушки
Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол (футзал)»
1
Бег на 10 м с высокого
сек.
не более
старта
2,20
2,30
2
Бег на 30 м.
сек.
не более
5,40
5,60
3
не менее
Прыжок в длину с места
см
160
140
толчком двумя ногами
4
не более
Челночный бег 3x10 м
с
8,70
9,00
Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «минифутбол (футзал)»
1
Прыжок в высоту с места
не менее
отталкиванием двумя
см
ногами
20
16
2
Челночный бег 104 м с
не более
высокого старта (в метрах:
с
2x6+2x10+2x20+2x10+2x6)
29,40
32,60
Уровень спортивной квалификации
1
Период обучения на этапе спортивной
Не устанавливается
подготовки (до трех лет)
2
Спортивные разряды Период обучения на этапе спортивной
«третий юношеский
подготовки (свыше трех лет)
спортивный разряд»,
«второй юношеский

спортивный разряд»,
«первый юношеский
спортивный разряд»,
«третий спортивный
разряд»
Нормативы общей физической и технической подготовки, уровень спортивной
квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода обучающихся
на этап совершенствования спортивного мастерства
по виду спорта «футбол»
№
Упражнения
Единица
Норматив
п/п
измерения
юноши
девушки
Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«мини-футбол (футзал)»
1
не более
Бег на 15 м с высокого
с
старта
2,53
2,80
2
не более
Бег на 30 м
с
4,60
4,90
3
не менее
Прыжок в длину с места
см
толчком двумя ногами
215
190
4
не более
Челночный бег 3x10 м
с
8,50
8,90
Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «минифутбол (футзал)»
1
Прыжок в высоту с места
не менее
отталкиванием двумя
см
ногами
27
20
2
Челночный бег 104 м с
не более
высокого старта (в метрах:
с
2x6+2x10+2x20+2x10+2x6)
26,0
28,8
Уровень спортивной квалификации
1
Спортивный разряд «второй спортивный разряд»
IV.

Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)

14.
Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки рассчитан на 52 недели.
В программных материалах для учебно-тренировочных занятий по этапам
спортивной подготовки для каждой категории занимающихся определены
допустимые объемы учебно-тренировочных нагрузок по основным средствам,
предложены примерные варианты построения годичного учебно-тренировочного
цикла с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической,
функциональной подготовленности и требований в подготовки футболистов.
Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и

соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении многолетней
подготовки. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и
завершаться на более высоком уровне учебно-тренировочных нагрузок по
сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
Строгое соблюдение постепенности в процессе использования
тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с
обучающимися. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в
том случае, если учебно-тренировочные и соревновательные нагрузки на этапах
многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям спортсмена.
Обобщая многочисленные данные, можно отметить следующие особенности
сенситивных периодов, имеющих значение для занятий по футболу.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
Морфофункциональные
Возраст, лет
показатели, физические
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
качества
Рост
+
+ + +
Мышечная масса
Быстрота

+

Скоростно-силовые качества
Сила
Выносливость (аэробные
возможности)

+

Анаэробные возможности
Гибкость

+

+

Координационные способности
Равновесие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Общая физическая подготовка для всех этапов спортивной
подготовки:
- строевые упражнения;
- общеразвивающие упражнения без предметов;
- упражнения с предметами;
- общеразвивающие гимнастические упражнения;
- упражнения для развития мышц туловища;
- упражнения для укрепления мышц, костно-связочного аппарата и
улучшения подвижности в суставах;

- упражнения для развития двигательной реакции;
- упражнения для комплексного развития скоростных качеств;
- упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости;
- упражнения на развитие ловкости;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для развития быстроты;
- упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и
переключений;
- упражнения для развития силы;
- упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
- упражнения для развития выносливости;
- упражнения на развитие специальной выносливости;
- упражнения для расслабления различных мышечных групп.

Специальная физическая подготовка для всех этапов спортивной
подготовки:
Легкоатлетические упражнения.
Элементы акробатики.
Гимнастические палки.
Упражнения на снарядах.
Подвижные игры и эстафеты.
Спортивные игры.
Упражнения для развития быстроты, стартовой скорости:
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Упражнения для развития специальной выносливости:
Упражнения для развития ловкости:
Специальные игровые комплексы
Игры для проявления быстроты.
Игры для проявления скоростно-силовых качеств.
Игры для проявления выносливости.
Игры для проявления силовых качеств.
Игры для проявления ловкости.
Игры для развития технико-тактических навыков.

Техническая подготовка. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и
приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево,
толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для
вратарей — прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты
переступанием, прыжком, на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в
движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и

средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока,
справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней
стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений,
посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на
точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход
двигающемуся партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места
и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определенную
цель на поле, в ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад.
Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу
мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих
действий и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью
подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также
меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя
скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при
атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону
и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега
и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманное
движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или
влево). Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на
месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в
выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения
ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах
без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего
навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без
прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низколетящего навстречу и несколько в
сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в
сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и разбега. Ловля летящего в сторону
на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на
ноги после падения. Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в
прыжке; с места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) па точность.



Теоретическая подготовка.
История возникновения вида спорта и его развитие Зарождение и развитие
вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры
Олимпийских игр.
Правила техники безопасности и предупреждение травматизма.
Соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий. Понятие о
травмах и их причинах. Проведение инструктажа о правилах поведения для
учащихся во время занятий, правила поведения в быту; ПДД; правила поведения
в случае возникновения ЧС.
Гигиенические основы ФК и С. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом.
Гигиенические требования к одежде и обуви.
Закаливание организма. Знания и основные правила закаливания.
Закаливание воздухом, водой, солнцем.

Тактическая подготовка.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на
футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим
образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа
передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование
изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа
остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча,
выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с
изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в
зависимости от игровой ситуации.

Психологическая подготовка.
Основными задачами общей психологической подготовки являются:
- воспитание высоких моральных черт и качеств личности футболиста;
- развитие процессов восприятия, в частности, формирования
специализированных восприятий («чувство мяча», «чувство времени», «чувство
пространства»);
- развитие внимания, его объема, интенсивности, распределения,
переключения;
- развитие наблюдательности, умения быстро и правильно ориентироваться
в сложной игровой ситуации;
- развитие памяти и воображения, которое проявляется в способности
запоминать особенности игровых действий и в умении детально представлять
возможные ситуации предстоящего состязания;
- развитие тактического мышления, способности быстро и правильно

оценивать игровой момент, принимать эффективное решение и контролировать
свои действия;
- развитие способности управлять своими эмоциями в процессе игровой
деятельности;
- развитие волевых качеств личности футболиста.

Медицинские,
медико-биологические
и
восстановительные
мероприятия, тестирование и контроль.
Медицинский
(врачебный)
контроль
за
юными
спортсменами
осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от
23 октября 2020 г. № 1144н и предусматривает:
медицинское обследование (1 раз в год для групп НП);
углубленное медицинское обследование (1 раз в год для групп УТ, 2 раза в
год для групп СС);
наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий;
санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и
соревнований, одеждой и обувью;
контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по
состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное
положение: допуск к учебно-тренировочным и спортивным мероприятиям
здоровых спортсменов.
Восстановительно-профилактические
средства
–
это
средства
педагогического, психологического, медико-биологического характера, действие
которых направлено на ускорение процессов восстановления организма после
тренировочных нагрузок, повышения сопротивляемости организма к
отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней среды.
К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная
баня или сауна. Перечисленные средств восстановления должны быть назначены
и постоянно контролироваться врачом.
К психологическим средствам восстановления относятся:
психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные
условия быта; создание положительного эмоционального фона во время отдыха,
цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и
эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для
спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение.
Одним из эффективных методов восстановления является психомышечная
тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после
тренировочного занятия. Каждое средство восстановления является
многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять

единую систему методов восстановления. Причем если на уровне высшего
спортивного мастерства необходим как можно более полный комплекс этих
средств, более полное представительство из разных групп с увеличением доли
медико- биологических и психологических средств, то для начинающих
спортсменов требуется минимальное количество медико-биологических средств
с относительным увеличением доли естественных, гигиенических и
педагогических факторов. Планирование
объема
восстановительных
мероприятий имеет те же принципы, что и планирование нагрузки - т.е.
систематичность, вариативность, учет индивидуальных особенностей организма
спортсменов и др. При организации восстановительных мероприятий следует
учитывать субъективные и объективные признаки утомления, не
довосстановления. В дни больших нагрузок планируется меньше
восстановительных мероприятий, чем в дни «отдыха», так как повышенные дозы
восстановительных процедур могут «блокировать» максимальное воздействие
тренировки на организм. При составлении восстановительных комплексов
следует помнить, что вначале надо применять средства общего глобального
воздействия, а затем - локального.
К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна в
сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.)
адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование
комплекса, а не отдельных восстановительных средств, дает больший эффект.
Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает
восстановительный эффект, так как организм адаптируется к средствам
локального воздействия.

Интегральная подготовка.
Интегральная подготовка представляет собой системы тренировочных
воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты
технической, тактической и физической подготовки.
Ведущими средствами интегральной подготовки являются упражнения,
направленные на решение задач двух видов подготовки, чередование различных
по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике);
упражнения в переключениях (различных заданий из всех видов подготовки),
учебные, двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и
календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки - методы сопряженного
воздействия, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной
подготовки являются соревнования по футболу.

15. Учебно-тематический план.
Темы по теоретической
подготовке

Объем времени
в год (минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного года обучения: ~ 120/180

Этап начальной
подготовки

История возникновения вида
спорта и его развитие

13/20

сентябрь

Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов.
Чемпионы и призеры Олимпийских игр.

Физическая культура - важное
средство физического развития
и укрепления здоровья человека

13/20

октябрь

Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая
культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных
качеств и жизненно важных умений и навыков.

Гигиенические основы
физической культуры и спорта,
гигиена обучающихся при
занятиях физической
культурой
Закаливание
организма
и спортом

13/20

ноябрь

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические
требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах.

13/20

декабрь

Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.

Самоконтроль в процессе
занятий физической культуры и
спортом
Теоретические основы обучения
базовым элементам техники и
тактики вида спорта
Теоретические основы
судейства. Правила вида спорта

13/20

январь

Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и
спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме.

13/20

май

14/20

июнь

Режим дня и питание
обучающихся

14/20

август

Оборудование и спортивный
инвентарь по виду спорта

14/20

ноябрь-май

Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их
выполнения.
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных
судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке
спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад.
Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по виду спорта.
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного
инвентаря.

Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения свыше трех лет обучения: ~ 600/960

Учебнотренировочный
этап

Роль и место физической
культуры в формировании
личностных качеств

70/107

сентябрь

История возникновения
олимпийского движения

70/107

Режим дня и питание
обучающихся

70/107

ноябрь

Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке
обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное
питание.

Физиологические основы
физической культуры

70/107

декабрь

Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности.
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
Физиологические механизмы развития двигательных навыков.

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

70/107

январь

Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных
соревнований.

Теоретические основы техникотактической подготовки.
Основы техники вида спорта

70/107

май

Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика
обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении
высокого спортивного результата.

Психологическая подготовка

60/106

сентябрь- апрель

Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка.
Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности

Оборудование, спортивный
инвентарь и экипировка по виду
спорта

60/106

декабрь-май

Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным
соревнованиям.

Правила вида спорта

60/106

декабрь-май

Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных
соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях.

октябрь

Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт - явление культурной
жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека.
Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах.
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи.
Международный Олимпийский комитет (МОК).

Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства: ~ 1200
Олимпийское движение. Роль и
место физической культуры в
Этап
совершенствования обществе.
Состояние современного спорта
спортивного
мастерства
Профилактика травматизма.
Перетренированность/
недотренированность

200

сентябрь

Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России.
Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы
спортивных соревнований, в том числе, по виду спорта.

200

октябрь

Понятие травматизма. Синдром «перетренированности». Принципы спортивной
подготовки.

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ
обучающегося

200

ноябрь

Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка

200

декабрь

Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка.
Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности.
Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся.

Подготовка обучающегося как
многокомпонентный процесс

200

январь

Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки.
Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной
деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки.
Основные направления спортивной тренировки.

Спортивные соревнования как
функциональное и структурное
ядро спорта

200

февраль-май

Восстановительные средства и
мероприятия

В переходный период
спортивной подготовки

Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура
спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные
результаты. Классификация спортивных достижений.
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок
различной
направленности;
организация
активного
отдыха.
Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка;
психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические
средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические
процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных
средств.

Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16.
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «футбол» основаны на особенностях вида
спорта «футбол» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа
спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «футбол», по
которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «футбол» учитываются организациями, реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при
формировании дополнительных образовательных программ спортивной
подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный
год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства
не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную
сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «футбол» и
участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «футбол» не
ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а
также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по
спортивным дисциплинам вида спорта «футбол».
V.

VI.

Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки

17.
Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, существенным условием которых является право пользования
соответствующей материально-технической базой и (или) объектом
инфраструктуры):
наличие футбольного поля;
наличие игрового зала;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации

оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц,
желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и
спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и
спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020,
регистрационный № 61238).
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП по виду спорта
«футбол»)
№
п/п

Наименование оборудования и
спортивного инвентаря

Единица
измерения

Количество
изделий

1.

Барьер тренировочный (регулируемый)

штук

10

2.

Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с сеткой
(2x5 м)

штук

4

3.

Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с сеткой
(2x3 м)

штук

4

4.

Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с сеткой
(1x2 м или 1x1 м)

штук

8

5.
6.

Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
Манекен футбольный (для отработки ударов и
обводки)

комплект
комплект

3
1

7.

Насос универсальный для накачивания мячей с
иглой

комплект

4

8.

Сетка для переноски мячей

штук

на группу
2

9.

Стойка для обводки

штук

20

10. Секундомер

штук

на тренерапреподавателя
1

11. Свисток

штук

на тренерапреподавателя 1

12. Тренажер «лесенка»

штук

на группу
2

13. Фишка для установления размеров площадки

штук

на группу
50

14. Флаг для разметки футбольного поля

штук

6

Для спортивной дисциплины «мини-футбол (футзал)»
21. Ворота футбольные, тренировочные,
переносные, уменьшенных размеров с сеткой
(2x3 м)

штук

2

22. Макет мини-футбольного поля с магнитными
фишками

комплект

на тренерапреподавателя
1

штук

на группу
14

23. Мяч для мини-футбола

Обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП по виду спорта «футбол»)
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки

№
п/п

Наименование

Единица
измерения

Расчетная
единица

Учебнотренировочный этап
Этап начальной подготовки
(этап спортивной
специализации
Первый Второй Третий
год
год
год

До трех
лет

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Свыше
трех лет

Этап высшего
спортивного
мастерства

Количество
Для спортивной дисциплины «футбол»
1. Мяч футбольный
(размер № 3)

штук

на группу

14

-

-

-

-

-

-

2. Мяч футбольный
(размер № 4)

штук

на группу

-

14

14

12

-

-

-

3. Мяч футбольный
(размер №5)

штук

на группу

-

-

-

-

12

6

4

Обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий. Медицинское обеспечение обучающихся, в том числе
организацию систематического медицинского контроля.
18.
Кадровые условия реализации Программы
Организации, реализующие дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым
и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки
и иным условиям, установленным ФССП.
Требования
к
кадровому
составу
организаций,
реализующих
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки:
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России
от 24.12.2020
№
952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный №54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической
работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом
Минтруда России от 21.04.2022
№
237н (зарегистрирован Минюстом
России 27.05.2022, регистрационный № 68615) или Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития
России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011,
регистрационный № 22054).
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства кроме
основного тренера- преподавателя, допускается привлечение тренерапреподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта
«футбол», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).

19.
Информационно-методические условия реализации Программы
РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с
изменениями №412-ФЗ от 6 декабря 2011 года).
Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта «футбол»,
утвержденные Приказом Министерством спорта Российской Федерации от
16.11.2022 г. № 1000
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 от
29.12.2012 г. с имениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2023 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации.
Примерная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «футбол», утвержденная Министерством спорта Российской Федерации от
14.12.2022 г. № 1230.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей
и молодежи».
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 г. № 999
«Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для
спортивных сборных команд Российской Федерации».
Теория и методика физического воспитания и спорта Холодов Ж. К.,
Кузнецов B.C. 2-е издание, исправленное и дополненное Москва 2003 г.
Интернет ресурсы.
1. Официальный сайт министерства спорта Российской
http://www.minsport.gov.ru/.
2. Официальный интернет-сайт РУСАДА (http://www.rusada.ru/).

Федерации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».