Муниципальное автономное учреждение
«Спортивная школа Советского района»
(МАУ СШ Советского района)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МАУ СШ Советского района
Протокол № __1_ от __02.02.2023___
Утверждено
приказом
МАУ СШ Советского района
№ __51____ от _03.02.2023________
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «лыжные гонки»
Разработана с учетом примерной дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,
утверждённой Приказом Министерства спорта Российской Федерации от
24.10.2022 №851
в соответствии требований Федерального стандарта спортивной
подготовки
по виду спорта «лыжные гонки»,
утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от
17.09. 2022№ 733
Этап спортивной подготовки
Начальной подготовки
Учебно - тренировочный этап
(Этап спортивной специализации)
Продолжительность этапов (в годах)
3 года
5 лет
Этап спортивной специализации
Не ограничивается
Разработчики:
Инструктор-методист:
И.В. Савельев
г. Советский, 2023 год
I. Общие положения
1. Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» (далее – Программа)
предназначена для организации образовательной деятельности по
спортивной подготовке лыжные гонки с учетом совокупности минимальных
требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»,
утвержденным приказом Минспорта России от 17 сентября 2022 года № 733
(далее – ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки. Содействие гармоничному
физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и
укреплению здоровья учащихся, подготовка лыжников-гонщиков высокой
квалификации, воспитание волевых, смелых, дисциплинированных,
обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности
молодых спортсменов.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки:
Этапы спортивной
подготовки
Срок
реализации
этапов
спортивной
подготовки
(лет)
Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку лет
Наполняемость
(человек)
Этап начальной
подготовки
3
9
12
Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации
5
12
10
Этап совершенствования
спортивного мастерства
не
ограничивается
15
4
4.
Объем Программы:
Этапы и годы спортивной подготовки
Этапный
норматив
Этап начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
этап
(этап спортивной
специализации)
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
До года
Свыше
года
до
двух
лет
Свыше
двух
лет
Количество
часов в
неделю
4,5-6
6-8
10-14
16-18
20-24
Общее
количество
часов в год
234-312
312-416
520-728
832-936
1040-1248
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия - групповые учебно-тренировочные и
теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (для
обучающихся с повышенными образовательными потребностями на учебнотренировочном этапе обучения), медико-восстановительные мероприятия,
тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых
встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская
практика занимающихся.
учебно-тренировочные мероприятия -
№ Виды учебно-тренировочных
п/п
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки
(количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
Учебнотренировочный
Этап
Этап начальной
этап
совершенствования
подготовки
(этап
спортивного
спортивной
мастерства
специализации)
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.
Учебно-тренировочные
мероприятия по
подготовке к
международным
спортивным
соревнованиям
-
-
21
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
1.2.
чемпионатам России, кубкам
России, первенствам России
-
14
18
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
другим всероссийским
спортивным соревнованиям
-
14
18
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке
к официальным спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации
-
14
14
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебнотренировочные мероприятия
2.1.
по общей и (или) специальной
физической подготовке
-
14
18
2.2.
Восстановительные
мероприятия
-
-
До 10 суток
2.3.
Мероприятия
для комплексного
медицинского обследования
-
-
До З суток, но не
более 2 раз в год
Учебно-тренировочные
2.4. мероприятия в каникулярный
период
2.5.
Просмотровые учебнотренировочные мероприятия
До 14 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочного
мероприятий в год
-
До 60 суток
-
Спортивные соревнования - требования к участию в спортивных
соревнованиях, обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации
обучающихся, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации,
и правилам вида спорта «лыжные гонки»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях; соблюдение общероссийских антидопинговых правил и
антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми
организациями.
Организация, реализующая данную дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки, направляет обучающегося на спортивные
соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и
спортивных мероприятий, формируемого, в том числе в соответствии с
Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий, и
соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных
соревнованиях.
Этапы и годы спортивной подготовки
Виды
спортивных
соревнований
Контрольные
Основные
Этап начальной
подготовки
До года
Свыше
года
2
-
З
2
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
Этап
специализации
Совершенствования
спортивного
мастерства
Свыше
До двух лет
двух лет
6
6
9
8
10
11
6. Годовой учебно-тренировочный план (приложении № 1).
7. Календарный план воспитательной работы (приложении № 2).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте
и борьбу с ним (приложении № 3).
9. Планы инструкторской и судейской практики.
Одна из важнейших задач центра – подготовка детей к роли помощника
тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых
спортивных соревнований в качестве судей. Первые серьезные шаги в
решении этих задач целесообразно начинать в тренировочных группах и
продолжать активную инструкторскую и судейскую практику на всех
последующих этапах подготовки. Задачи, решаемые в этом разделе
подготовки, постоянно изменяются с повышением возраста, стажа и уровня
спортивной квалификации.
1. Учебно-тренировочные группы.
- привитие навыков организации и проведения тренировочных занятий
в младших группах;
- овладение терминологией лыжных гонок и применение ее на
занятиях;
- овладение основами методики построения тренировочного занятия
- разминка, основная и заключительная часть тренировочного занятия;
- развитие способностей наблюдения за выполнением технических
упражнений, приемов и выявления ошибок, умение их исправлять;
- самостоятельное составление планов тренировок, ведение дневников
- самоконтроля, анализ тренировочных и соревновательных нагрузок;
- изучение правил соревнований по лыжным гонкам, систем
проведения,
ведения протоколов соревнований. Судейство первенства МАУ СШ
Советского района
2. Группы совершенствования спортивного мастерства.
- проведение тренировочных занятий в группах начальной подготовки;
- ведения журнала, составление конспекта занятия;
- проведение занятия по обшей физической подготовке, проведение
разминки;
- самостоятельное составление комплекса тренировочных заданий для
различных частей урока – разминки, основной и заключительной части
тренировочного занятия;
- подбор упражнений для совершенствования технически,
индивидуальная
работа с младшими товарищами по совершенствованию техники;
- судейство соревнований в роли судьи на контроле, старте и финише.
- выполнение требований на присвоение звания инструктора по спорту
и судейского звания по спорту.
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств.
Для восстановления спортсмена до исходного уровня применяется
широкий комплекс средств восстановления, который подбирается с учетом
возраста и квалификации спортсмена, его индивидуальных особенностей,
этапа подготовки.
1. Этап начальной подготовки.
Восстановление работоспособности естественным путем: чередование
тренировочных дней и дней отдыха, постепенное возрастание объема и
интенсивности занятий (от простого к сложному), проведение занятий в
игровой форме. Рациональное сочетание на занятиях игр и упражнений с
интервалами отдыха. Эмоциональность занятий за счет использования
в занятии подвижных игр и эстафет. Гигиенический душ, теплые ванны,
водные процедуры закаливающего характера, прогулки на воздухе.
2. Учебно-тренировочный этап.
Восстановление
работоспособности
за
счет
педагогических,
гигиенических, психологических и медико-биологических средств.
Средства восстановления:
- педагогические средства являются основными, т.к. восстановление и
повышение спортивных результатов возможны только при рациональном
построении тренировки и соответствии ее объема и интенсивности
функциональному
состоянию
организма
спортсмена;
необходимо
оптимальное соотношение нагрузок и отдыха как в отдельном занятии, так и
на отдельных этапах подготовки;
- гигиенические: режим дня, уход за телом, одеждой, обувью,
калорийность и витаминизация пищи, питьевой режим, закаливание;
психологические
средства
обеспечивают
устойчивость
психологических состояний игроков для подготовки и участия в
соревнованиях, для чего применяются: аутогенная психорегулирующая
тренировка, методы: внушение, специальные дыхательные упражнения,
отвлекающие беседы с занимающимися; для проведения этой работы на
тренировочном этапе привлекаются психологи;
- медико-биологические средства: витаминизация, физиотерапия
(ионофорез, гальванизация под наблюдением врача), гидротерапия, все виды
массажа, русская парная баня и сауна.
3. Этап совершенствования спортивного мастерства.
Средства восстановления:
• педагогические – переключение с одного вида деятельности на
другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и
различной интенсивности в соответствии с микроциклами;
• гигиенические – оптимальные условия окружающей среды, личная
гигиена, отказ от вредных для здоровья привычек, режим дня;
• психологические – беседы, внушение, убеждение, специальные
дыхательные упражнения, отвлекающие факторы, самоубеждение,
самовнушение, самоприказы, аутогенная тренировка, психорегулирующая
тренировка;
• медико-биологические: витаминизация пищи и дозированное
назначение витаминов в зимне-весенний период и в период повышения
тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях, физиотерапия,
гидротерапия; применение всех этих средств, производится под
наблюдением врача.
Фармакологические средства восстановления в детском спорте должны
быть ограничены. Применение любых препаратов в том числе витаминных,
возможно только по назначению спортивного врача.
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам
спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее –
обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «лыжные гонки»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная
со второго года;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
11.2. На
учебно-тренировочном
этапе
(этапе
спортивной
специализации):
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «лыжные
гонки»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«лыжные гонки»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
муниципального уровня на первом и втором году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях
проведения
не ниже регионального уровня, начиная с третьего года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать
режим
учебно-тренировочных
занятий
(включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «лыжные
гонки»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
ежегодно показывать результаты, соответствующие присвоению
спортивного разряда «кандидат в мастера спорта»;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
межрегионального уровня;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается
аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей
Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,
перечня
тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими
нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия
обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки «Лыжные гонки»:
Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода на этап
начальной подготовки по виду спорта «лыжные гонки»
№ п/п
Упражнения
Единица
измерения
Норматив до года
обучения
мальчики
девочки
Норматив свыше
года обучения
мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
Бег на 60 м
с
не более
11,5
не более
12,0
11,0
11,6
1.2.
Прыжок в длину с
места толчком
двумя ногами
1.3.
Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (за 1
мин)
1.4.
не менее
см
140
не менее
130
не менее
150
140
не менее
количество раз
Бег на 1000 м
25
мин, с
не более
6.30
35
30
не менее
7.00
5.50
6.20
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
по виду спорта «лыжные гонки»
Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
1.1. Бег 100 м (с высокого старта)
с
16,0
16,8
не менее
Прыжок в длину с места
1.2.
см
толчком двумя ногами
170
155
не более
1.3. Бег 1000 м с высокого старта
мин, с
4.00
4.15
2.
Нормативы специальной физической подготовки
не более
Бег на лыжах. Классический
2.1.
мин, с
стиль 3 км
14.20
15.20
не более
Бег на лыжах. Свободный
2.2.
мин, с
стиль 3 км
13.00
14.30
3.
Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
Уровень спортивной
Период обучения на этапе спортивной подготовки
квалификации
спортивные разряды «третий
юношеский спортивный разряд»,
До двух лет
«второй юношеский спортивный
разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»
спортивные разряды «третий
спортивный разряд», «второй
Свыше двух лет
спортивный разряд», «первый
спортивный разряд»
№
п/п
Упражнения
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на этап совершенствования спортивного мастерства по виду
спорта «лыжные гонки»
№
п/п
1.1.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
Бег по пересеченной местности
мин, с
2 км
8.35
не
более
Бег по пересеченной местности
мин, с
3 км
9.40
2.
Нормативы специальной физической подготовки
не более
Бег на лыжах. Классический
мин, с
стиль 5 км
17.40
не более
Бег на лыжах. Классический
мин, с
стиль 10 км
31.00
не
более
Бег на лыжах. Свободный стиль
мин, с
5 км
17.00
не более
Бег на лыжах. Свободный стиль
мин, с
10 км
28.30
3.
Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»
Упражнения
V. Рабочая программа
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки:
Этап начальной подготовки до года
Направленность занятий носит игровой характер, в котором
занимающиеся приобретают умения в упражнениях ОФП, а также изучают
первостепенные элементы техники в выбранном виде спорта. Происходит
формирование понятия дисциплины на тренировках и режима посещения
занятий.
Закладываются
такие
качества
черт
характера
как
целеустремленность, настойчивость, взаимовыручка, дисциплинированность,
а также любовь к спорту.
Теоретическая подготовка
Тема и краткое содержание
до года
Порядок и содержание работы отделения лыжных гонок
Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный
спорт в России и мире
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази,
одежда и обувь
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на
лыжах.
Программный материал для этапа начальной подготовки до года
Тема и краткое содержание
до года
Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие гибкости, координационных
способностей, силовой выносливости
Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты,
выносливости
Эстафета и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличения
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Обучение общей схеме передвижения классическим лыжным ходом
Обучение специальным физическим упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага
Развитие равновесия при одноопорном скольжении уделяя внимание на согласованной
работе рук и ног при передвижении попеременным 2-х шажным ходом
Обучение основным элементам техники классических ходов
Обучение техники спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках. Обучение
преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»; ступающим, скользящим шаговым
бегом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», «соскальзыванием»,
«падением»
ОФП. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры преимущественно
скоростной направленности («Мяч соседу», «Самый быстрый», «Салки» и др.)
Развитие ловкости и координационных способностей. Эстафеты со
сложнокоординационными заданиями. Бег с изменением задания по сигналу
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Примерный годовой график расчета тренировочных часов
для этапа начальной подготовки до года
Виды подготовки
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Участие в
спортивных
соревнованиях
Техническая
подготовка
16
16
16
16
16
16
16
16
16
16
16
16
192
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
60
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
5
52
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Тактическая,
теоретическая и
психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская
практика
Медицинские и
медикобиологические,
восстановительные
мероприятия
Всего часов
26
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
1
-
26
26
26
26
26
26
26
26
26
26
26
8
312
Этап начальной подготовки свыше года
На данном этапе подготовки, по мере формирования умений,
приобретается устойчивый навык в технике выполнения упражнений ОФП и
специальной подготовке. Так же повышается уровень тренированности, за
счет постепенного увеличения объема тренировочной нагрузки.
Теоретическая подготовка
Тема и краткое содержание
свыше года
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсменов
Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в
России и мире
Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда
и обувь
Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам
Правила поведения и техники безопасности на занятиях по лыжным гонкам
Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и
сердечно-сосудистую системы организма спортсмена
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов
Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции.
Правила поведения на соревнованиях
Программный материал для этапа начальной подготовки свыше года
Тема и краткое содержание
свыше года
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Комплекс общеразвивающих
упражнений на развитие гибкости, координационных
способностей, силовой выносливости
Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты,
выносливости
Эстафета и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Обучение общей схемы передвижения классическим лыжным ходом
Обучение специальным физическим упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага
Развитие равновесия при одноопорном скольжении обращая внимание на согласованной
работе рук и ног при передвижении попеременным 2-х шажным ходом
Развитие основных элементов техники классических ходов
Обучение техники спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках.
Совершенствование техники преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»;
ступающим, скользящим шаговым бегом. Обучение торможению «плугом», «упором»,
«поворотом», «соскальзыванием», «падением»
ОФП. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры преимущественно скоростной
направленности («Мяч соседу», «Самый быстрый», «Салки» и др.)
Развитие ловкости и координационных способностей. Эстафеты со
сложнокоординационными заданиями. Бег с изменением задания по сигналу
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Комплекс общеразвивающих
упражнений на развитие гибкости, координационных
способностей, силовой выносливости
Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты,
выносливости
Эстафета и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Обучение общей схемы передвижения классическим лыжным ходом
Обучение специальным физическим упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага
Развитие равновесия при одноопорном скольжении на согласованной работы рук и ног
при передвижении попеременным 2-х шажным ходом
Совершенствование основных элементов техники классических ходов
Совершенствование техники спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках.
Совершенствование техники преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»;
ступающим, скользящим шаговым бегом. Совершенствование торможения «плугом»,
«утором», «поворотом», «соскальзыванием», «падением»
ОФП. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры преимущественно скоростной
направленности («Мяч соседу», «Самый быстрый», «Салки» и др.)
Развитие ловкости и координационных способностей. Эстафеты со
сложнокоординационными заданиями. Бег с изменением задания по сигналу
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Подготовка и сдача контрольно-переводных нормативов
Примерный годовой график расчета тренировочных часов
для этапа начальной подготовки свыше года
Виды подготовки
Общая физическая
подготовка
20
20
20
25
26
25
24
24
23
25
23
21
Специальная
физическая
подготовка
12
12
12
8
8
9
9
9
10
9
10
12
276
120
Участие в
спортивных
соревнованиях
Техническая
подготовка
Тактическая,
теоретическая и
психологическая
подготовка
2
2
2
-
-
-
-
-
1
-
-
1
8
5
5
5
5
4
4
5
5
4
4
5
5
56
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Инструкторская и
судейская практика
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Медицинские и
медикобиологические
,
восстановительные
мероприятия
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
1
-
8
Всего часов
39
39
39
39
39
39
39
39
39
39
39
39
468
Тренировочный этап
Тренировочный этап до двух лет
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной
специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения
техникой лыжных ходов и общей физической подготовкой занимающихся. В
этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта,
спортивными и подвижными играми широко используются комплексы
специальных подготовительных упражнений и методы тренировки,
направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной
спортивной специализации должно быть увеличение объема количественных
показателей, с минимальным повышением общей интенсивности тренировки.
Теоретическая подготовка
Тема и краткое содержание
Развитие вида спорта в России и за рубежом
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений
на организм занимающихся
Общая характеристика процесса спортивной тренировки. Её цели, задачи и содержание.
Правила организации и проведения соревнований
Основные средства спортивной тренировки. Физические упражнения: подготовительные,
общеразвивающие и специальные упражнения
Просмотр техники лыжных ходов (видео)
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений
на организм занимающихся
Правила организации и проведения соревнований по лыжным гонкам
Программный материал для тренировочного этапа до двух лет
Тема и краткое содержание
Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие, специальной выносливости
Комплексы специальных упражнений на лыжероллерах для развития силовой
выносливости, мышц ног и плечевого пояса
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличения
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Развитие разных ходов классического стиля
Развитие разных ходов свободного стиля передвижения на лыжах
Развитие основных элементов техники классического и свободного стиля в облегченных
условиях
Развитие основных элементов техники классических ходов. Приобретение навыков в
организации и проведении соревнований по общей и специальной подготовке
Развитие спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках. Закрепление
преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»; ступающим, скользящим шаговым
бегом. Закрепление техники торможения «плугом», «упором», «поворотом»,
«соскальзыванием», «падением»
Закрепление специально-подготовительных упражнений
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
ОФП. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры преимущественно скоростной
направленности («Мяч соседу», «Самый быстрый», «Салки» и др.)
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Восстановительные мероприятия
Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие, специальной выносливости
Комплексы специальных упражнений на лыжероллерах для развития силовой
выносливости, мышц ног и плечевого пояса
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Закрепление разных ходов классического стиля
Закрепление разных ходов свободного стиля передвижения на лыжах
Закрепление основных элементов техники классического и свободного стиля в
облегченных условиях
Совершенствование основных элементов техники классических ходов
Совершенствование спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках. Закрепление
преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»; ступающим, скользящим шаговым
бегом.
Совершенствование
торможения
«плугом»,
«упором»,
«поворотом»,
«соскальзыванием»,
«падением»
Закрепление специально-подготовительных упражнений. Приобретение навыков в
организации и проведении соревнований по общей и специальной подготовке
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
ОФП. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры преимущественно скоростной
направленности («Мяч соседу», «Самый быстрый», «Салки» и др.)
Развитие ловкости и координационных способностей. Эстафеты со сложнокоординационными заданиями. Бег с изменением задания по сигналу.
Восстановительные мероприятия
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Физическая подготовка
Допустимые объемы основных средств подготовки
Юноши
Показатели
1
Общий объем
циклической
нагрузки, км
Объем лыжной
подготовки, км
Объем
лыжероллерной
подготовки
Объем бега, ходьбы,
имитации, км
2100 - 2500
Девушки
Тренировочный год
2
1
2600 - 3300
2
1800 - 2100
2200 2700
700 - 900
900 - 1200
600 - 700
700 1000
300 - 400
500 - 700
200 - 300
1100 - 1200
1200 - 1400
1000 - 1100
400 - 500
1100 1200
Классификация интенсивности тренировочных нагрузок юных лыжниковгонщиков на тренировочном этапе до двух лет
Зона
интенсивности
Интенсивность
нагрузки
% от соревноват.
скорости
ЧСС,
уд\мин
La,
мМоль/л
IV
максимальная
III
II
высокая
средняя
106
91 - 105
76 - 90
низкая
I
75
190<
13<
179 -189
151 - 178
8 -12
4-7
150
1-3
Примерный годовой график расчёта тренировочных часов
для тренировочного этапа до двух лет
Виды подготовки
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Участие в
спортивных
соревнованиях
Техническая
подготовка
23
20
21
28
28
28
26
23
26
26
26
23
298
20
20
20
14
16
16
18
20
18
16
18
20
216
5
6
6
2
2
2
4
28
12
13
10
4
8
12
13
12
12
10
12
12
130
1
2
5
2
2
2
2
1
2
2
2
24
3
3
2
2
2
6
4
2
2
2
61
60
61
61
61
61
Тактическая,
теоретическая и
1
психологическая
я подготовка
Инструкторская
и судейская
практика
Медицинские и
медикобиологические,
восстановитель
ные
мероприятия
61
Всего часов
60
1
61
10
2
2
60
60
22
61
728
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле на
тренировочном этапе до двух лет
Подготовительный период
Соревновательный Пере Всего
ходн за год
период
ый
V
VI
VII
VIII
IX
X
XII
I
II
III
IV
50
50
40
30
30
45
60
20
20
20
20
85
470
50
60
25
70
30
80
35
85
30
60
10
60
20
10
10
10
15
530
130
5
5
5
5
100 140
5
150
10
160
10
160
5
120
30
45
50
55
20
10
210
20
55
75
85
70
35
340
5
10
10
5
30
130
150
100
50
580
Средства
подготовки
Бег, ходьба I зона
Бег II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки (км)
Всего
Бег.Ходьба.Имитация
Лыжероллеры I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего
лыжероллер.подготов
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжной
подготовки
ОООЦН
Спорт.игры, ору, сил.
подготовка
50
150
15
100
240
12
280
10
310
10
260
10
XI
15
170
12
120
40
30
30
30
35
100 1180
50
70
50
50
50
270
70
135
100
95
90
490
10
50
5
60
10
65
10
60
10
245
35
130
260
220
220 210
250
6
300
5
250
4
250 240
4
7
1040
100
15
2800
110
Тренировочный этап свыше двух лет
Этап углубленной тренировки приходится на период, когда в основном
завершается формирование всех функциональных систем подростка,
обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по
отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе
напряженной тренировки. Удельный вес специальной подготовки неуклонно
возрастает за счет увеличения времени, отводимого на специальные
подготовительные и соревновательные упражнения. В лыжных гонках
доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые
упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию
специальной выносливости лыжника.
На этапе углубленной тренировки спортсмен начинает
совершенствовать свои тактические способности, овладевает умением
оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе гонки.
Теоретическая подготовка
Тема и краткое содержание
Общая физическая подготовка, ее цель и задачи
Методы и средства общей физической подготовки
Специальная физическая подготовка в лыжных гонках, ее цель и задачи
Нагрузка и отдых как элементы воздействия физическими упражнениями на организм
человека
Представление о микро и макро циклов лыжников
Нормы спортивного питания. Сбалансированность питания. Состав пищи, её
калорийность
Физическая подготовка лыжника. Воспитание силовых способностей. Общая силовая
подготовка. Общеразвивающие упражнения в парах
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений
на организм
Психологическая подготовка лыжников к соревнованиям
Стратегия и тактика избранного вида спорта. Организация коллективных и
индивидуальных действий в избранном виде спорта. Задачи, средства, методы
тактической подготовки.
Тактические взаимодействия
Средства и методы исследования спортивной тренировки лыжника. Средства специальной
подготовки. Методы исследования
Эффективная Тренировочная нагрузка. Влияния нагрузки на организм лыжника. Выход на
пик тренированности
Программный материал для тренировочного этапа свыше двух лет
Тема и краткое содержание
Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие, специальной выносливости
Комплексы специальных упражнений на лыжероллерах для развития силовой
выносливости, мышц ног и плечевого пояса
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развития волевых качеств
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
Совершенствование передвижений на лыжах по равнинной и пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости,
мышц ног и плечевого пояса
Совершенствование разных ходов классического стиля
Совершенствование разных ходов свободного стиля передвижения на лыжах
Совершенствование основных элементов техники классического и свободного стиля в
облегченных условиях
Совершенствование основных элементов техники классических ходов
Совершенствование спусков со склонов высокой, средней и низкой стойках. Закрепление
преодолений подъемов «елочкой» и «полуелочкой»; ступающим, скользящим шаговым
бегом.
Совершенствование
торможения
«плугом»,
«упором»,
«поворотом»,
«соскальзыванием»,
«падением»
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Восстановительные мероприятия
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно
направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых
качеств
Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой
выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении
классическими и коньковыми лыжными ходами.
Совершенствование отдельных деталей, отработка четкого выполнения подседания,
эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладение
жесткой системой рука-туловище
Освоение различных алгоритмов технико-тактических действий
Овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на действия
соперника
Приобретение навыков анализа спортивного мастерства соперника
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижениях
классическими, коньковыми лыжными ходами
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении
классическими и коньковыми лыжными ходами
Многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях
до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и
кинематическим характеристикам
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Восстановительные мероприятия
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно
направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых
качеств
Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой
выносливости мышц ног и плечевого пояса
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении
классическими и коньковыми лыжными ходами.
Совершенствование отдельных деталей, отработка четкого выполнения подседания,
эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок,
овладение жесткой системой рука-туловище
Освоение различных алгоритмов технико-тактических действий
Овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на действия
соперника
Приобретение навыков анализа спортивного мастерства соперника
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижениях
классическими, коньковыми лыжными ходами
Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении
классическими и коньковыми лыжными ходами
Многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях
до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и
кинематическим характеристикам
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
СФП. Повышение функциональной подготовленности спортсменов
Циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости
Подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов
Восстановительные мероприятия
Физическая подготовка
Допустимые объемы основных средств подготовки
Показатели
Юноши
3
Общий объем нагрузки,
км
Объем лыжной
подготовки, км
Объем лыжероллерной
подготовки, км
Объем бега,
имитации, км
4
Девушки
Тренировочный год
5
3
4
5
3000-3700
4000-4900
4400-5500
2800-3100
3200-3600
3700-4500
1000-1300
1400-1800
1800-2100
1100-1200
1300-1400
1500-2000
700-900
1000-1100
1200-1500
600-700
800-900
1000-1100
1300-1500
1600-1800
1900-2100
1100-1200
1100-1300
1200-1400
Классификация интенсивности тренировочных нагрузок юных лыжниковгонщиков на тренировочном этапе свыше двух лет
Зона
интенсивности
Интенсивность
нагрузки
IV
III
II
I
максимальная
высокая
средняя
низкая
% от
соревновательной
скорости
106 и более
91 – 105
76 – 90
75
La,
мМоль\л
ЧСС, уд\минут
185 и более
175 – 184
145 – 174
144 и менее
15 и более
8 – 14
4–7
1-3
Примерный годовой график расчёта тренировочных часов
для тренировочных этапов свыше двух лет
Виды подготовки
Общая физическая
подготовка
21
22
22
20
34
33
30
30
32
32
23
21
320
Специальная
физическая
подготовка
30
28
28
14
15
22
22
26
26
25
29
29
294
Участие в
спортивных
соревнованиях
16
16
16
12
2
4
4
6
8
6
10
12
112
6
6
6
6
8
10
12
12
6
10
14
14
110
2
2
2
4
3
3
3
3
2
2
2
2
30
2
1
3
11
8
3
4
1
2
1
36
2
2
2
10
8
3
3
2
2
34
79
77
79
77
78
78
78
78
78
Техническая
подготовка
Тактическая,
теоретическая и
психологическая
подготовка
Инструкторская
и судейская
практика
Медицинские и
медикобиологические,
восстановительные
мероприятия
Всего часов
78
78
78
936
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
для тренировочного этапа свыше двух лет
Средства
подготовки
Бег, ходьба I зона (км)
Бег II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки
(км)
Всего
Бег.Ходьба.Имитац
Лыжероллеры I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего
лыжероллерной.подг.
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжной
подготовки
ООЦН
Спорт.игры,
силовая
подг, ору (ч)
Подготовительный период
Соревновательный
период
Пере Всего
ходн за год
ый
V
VI
VII
VIII IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
60
90
60
100
10
5
5
65
100
20
5
10
55
100
20
10
15
40
65
20
10
15
40
90
10
5
5
80
70
15
35
20
30
10
30
10
30
85
15
540
755
80
35
50
150
180
200
200
150
150
150
50
50
40
40
100
1460
25
50
60
60
20
15
230
25
60
10
75
15
50
120
150
115
20
5
200
100
25
5
150
65
15
5
100
440
85
15
770
200
20
300
18
350
18
400
18
300
14
250
12
60
110
25
5
200
70
235
35
10
350
60
150
45
15
270
60
130
35
15
240
55
100
40
15
210
350
10
400
8
320
7
280
5
250
5
305
725
180
60
1270
100
20
3500
155
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
для тренировочного этапа свыше двух лет
Средства
подготовки
Подготовительный период
V
70
Бег, ходьба I зона (км)
100
Бег II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки (км)
170
Всего
Соревновательный
период
Пере Всего
ходн за год
ый
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
45
105
15
5
10
180
45
115
25
10
15
210
60
130
30
10
20
250
50
115
20
15
20
220
90
90
20
10
10
220
70
80
30
40
20
30
20
30
30
30
60
40
150
70
50
50
60
100
590
905
110
50
75
1730
Бег.Ходьба.Имитац
Лыжероллеры I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжероллерной
подг
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжной
подготовки
ООЦН
Спорт.игры,
ору,
силовая подготовка (ч)
25
50
70
80
60
25
310
25
100
15
5
170
115
20
5
210
135
25
10
250
120
30
10
220
70
20
5
120
565
110
35
1020
50
220
18
350
18
420
16
500
16
440
14
340
18
60
300
30
10
400
70
290
35
15
410
60
220
50
20
350
60
180
40
20
300
60
150
40
20
270
20
20
330
790
545
85
1750
550
12
480
8
400
7
350
6
330
6
120
20
4500
159
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
для тренировочного этапа свыше двух лет
Средства
подготовки
Бег, ходьба I зона (км)
Бег II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки (км)
Всего
Бег.Ходьба.Имитация
Лыжероллеры I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжероллерной
подгот
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Подготовительный период
V
80
100
Соревновательный
период
Пере Всего
ходн за год
ый
XI
100
100
XII
40
50
I
30
40
II
30
40
III
40
40
IV
60
40
200
90
70
70
80
100
180
VI
60
115
15
5
15
210
VII
60
135
25
10
20
250
VIII
70
160
30
15
25
300
IX
60
120
30
15
25
250
X
85
90
20
10
15
220
45
90
100
90
80
40
445
45
135
20
5
250
170
30
10
310
215
30
15
350
180
25
15
300
70
20
10
140
815
125
55
1440
90
130
315
40
15
110
310
50
20
100
255
50
25
105
190
50
25
85
190
50
25
40
20
10
10
715
1030
120
55
100
2020
570
1280
250
120
Всего лыжной
подготовки
270
ООЦН
Спорт.игры,
ору, 20
силовая подготовка (ч)
460
18
560
16
650
16
550
14
360
20
500
490
430
370
350
80
2220
700
12
580
8
500
7
460
7
430
7
180
20
5700
165
Этап совершенствования спортивного мастерства
Этап совершенствования спортивного мастерства в лыжных гонках
совпадает с возрастом достижения первых успехов (выполнение нормативов
кандидата в мастера спорта). Таким образом, одним из основных
направлений тренировки является подготовка и успешное участие в
соревнованиях. По сравнению с предыдущими этапами тренировочный
процесс всё более индивидуализируется. Спортсмены используют весь
комплекс наиболее эффективных специальных средств, методов и
организационных форм тренировки. Важное место в тренировке занимает
организованная подготовка на тренировочных сборах, что позволяет
значительно увеличить как общее количество тренировочных занятий, так и
занятий с повышенными нагрузками. Продолжается совершенствование
спортивной техники. При этом особое внимание уделяется ее
индивидуализации и повышению надежности в экстремальных условиях
спортивных состязаний. Спортсмен должен овладеть всем арсеналом
средств и методов ведения тактической борьбы в гонке.
Теоретическая подготовка
Тема и краткое содержание
История спортивной школы, достижения и традиции.
Лыжный спорт в России. Эволюция лыж и снаряжение лыжников
Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов.
Правила поведения на старте. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш.
Определение времени и результатов индивидуальных гонок.
Врачебный контроль и самоконтроль
Понятие о рациональном питании спортсменов, жиров, углеводов, витаминов и минеральных
солей в питании.
Профилактика травм и заболеваний.
Психологическая и тактическая подготовка к соревнованиям.
Программный материал для этапа совершенствования спортивного
мастерства
На этом этапе совершенствование технического мастерства, как
правило, проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки.
В подготовительном периоде широко используются различные специальные
подготовительные упражнения без приспособлений (имитационные), с
приспособлениями (лыжероллеры, спец.тренажеры, лыжи). С выходом на
снег (в процессе «вкатывания») совершенствование техники осуществляется
с интенсивностью, не превышающей 75 – 80% от соревновательной скорости
для данного этапа подготовки. По мере восстановления двигательного
навыка совершенствование техники проводится на повышенных
соревновательных скоростях и в различных условиях передвижения. В
тренировку включаются участки трассы с различным профилем, состоянием
лыжни, микрорельефом. Особое внимание уделяется совершенствованию
техники под влиянием утомления. У спортсменов, овладевших достаточным
уровнем технического мастерства, отмечается высокая степень совершенства
специализированных восприятий (чувства ритма, чувства развиваемых
усилий, чувства снега), а также способности управлять движениями за счет
реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий, вестибулярного аппарата.
Тема и краткое содержание
ОФП и СФП соответствуют материалу тренировочного этапа, но применяются с учетом
индивидуальной подготовленности спортсменов.
Техническая подготовка:
совершенствование технического мастерства с учетом индивидуальных
особенностей спортсменов и всего многообразия условий, характерных для
соревновательной деятельности лыжника.
обеспечение максимальной согласованности двигательной и вегетативных
функций,
совершенствование
способности
к
максимальной
реализации
функционального потенциала (силового, скоростного, энергетического и др.) при
передвижении классическим и коньковым стилями.
Физическая подготовка
Допустимые объемы основных средств подготовки
Показатели
Юноши
Тренировочный год
1
2
Общий
объем 5300-6200
нагрузки , км
2700-3200
Объем лыжной
подготовки, км
Девушки
3
1
2
3
6300-7200
7300-8300
4300-5000
5200-5600
5700-6300
3300-3600
4000-4400
2400-2700
2800-3000
3100-3300
Объем
лыжероллерной
подготовки,км
Объем бега,
имитации, км
1700-1900
1800-2100
2100-2300
1400-1500
1600-1700
1800-1900
1900-2100
2200-2500
2300-2700
1500-1700
1800-2000
1900-2100
Классификация интенсивности тренировочных нагрузок
лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного
мастерства
Зона
Интенсивность
интенсивности
нагрузки
IV
III
II
I
максимальная
высокая
средняя
низкая
% от
соревновательной
скорости
106 и более
95 – 105
81 – 94
80 и менее
ЧСС, уд\мин
La,
мМоль\л
183 и более
172 – 182
141-171
140 и менее
15 и более
8 – 14
4–7
3 и менее
Примерный годовой график расчета тренировочных часов для этапов
совершенствования спортивного мастерства
Виды подготовки
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Участие в
спортивных
соревнованиях
30
35
20
20
20
20
20
25
30
35
33
32
320
35
35
40
44
44
45
45
37
25
30
30
30
440
11
6
18
20
20
22
22
20
5
7
9
10
170
18
16
8
8
6
6
6
14
16
18
18
148
1
4
6
6
5
5
5
2
6
9
7
62
3
4
3
3
4
4
4
4
4
44
Техническая
14
подготовка
Тактическая,
теоретическая и
6
психологическая
подготовка
Инструкторская и
4
судейская
практика
Медицинские и
медико4
биологические,
восстановительные
мероприятия
Всего часов
104
4
3
5
3
5
4
3
3
5
22
6
1
3
64
104
104
106
106
104
106
100
102
104
104
104
1248
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
подготовки лыжников-гонщиков на этапе
совершенствования спортивного мастерства
Средства
подготовки
Бег, ходьба I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки
(км)
Всего
Бег.Ходьба.Имитация
Лыжероллеры I зона
(км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжероллерной
подгот
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжной
подготовки
ООЦН
Спорт.игры,
ору,
силовая подготовка
(ч)
Подготовительный период
Соревновательный Пере Всего
период
ходн за
ый год
V
75
VI
85
VII
85
VIII
85
IX
75
X
80
XI
90
XII
35
I
35
II
35
III
35
IV
45
90
135
25
15
20
150
35
15
25
105
35
20
25
95
20
10
10
105
45
35
35
35
45
5
115
15
10
15
990
130
70
100
170
240
280
310
260
215
195
80
70
70
70
90
2050
30
80
90
100
110
70
480
80
180
10
10
280
240
30
15
375
280
40
15
435
300
40
20
470
90
20
10
190
1170
140
70
1860
110
280
20
520
18
655
16
745
16
730
14
405
18
760
200
310
45
15
570
120
300
60
25
505
100
280
60
25
465
80
250
60
25
415
80
250
60
25
415
30
60
15
15
120
610
1450
300
130
2490
765
10
585
6
535
5
485
5
485
5
210
18
6400
151
Примерный годовой график расчета тренировочных часов для этапов
совершенствования спортивного мастерства
Виды подготовки
Общая физическая
36
подготовка
Специальная
42
физическая
подготовка
38
26
26
26
24
24
30
36
38
38
38
380
40
48
50
50
52
50
42
36
38
40
42
530
Участие в
спортивных
соревнованиях
14
Техническая
16
подготовка
Тактическая,
теоретическая и
6
психологическая
подготовка
Инструкторская и
судейская
4
практика
Медицинские и
медико4
биологические,
восстановительные
мероприятия
Всего часов
122
10
18
22
24
26
28
20
6
10
10
12
200
20
20
10
10
8
8
8
16
18
18
18
170
4
4
6
6
5
5
8
8
8
8
8
76
4
2
2
3
4
6
3
3
3
40
4
2
6
4
4
4
3
4
8
10
7
3
3
60
122
122
122
122
120
122
120
118
122
120
124
1456
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
подготовки лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного
мастерства
Средства
подготовки
Тренировок
Бег, ходьба I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Имитация, прыжки (км)
Всего
Бег.Ходьба.Имитация
Лыжероллеры I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжероллерной
подгот
Лыжи I зона (км)
II зона (км)
III зона (км)
IV зона (км)
Всего лыжной подготовки
ООЦН
Спорт.игры, ору, силовая
подготовка (ч)
V
24
80
95
5
180
40
80
120
300
22
Подготовительный период
Соревновательный Пере Всего
период
ходн за
ый
год
VI
32
90
110
20
10
20
250
VII
32
90
140
30
15
25
300
VIII IX
34
34
90
80
165 110
35
40
20
20
30
30
340 280
X
26
90
100
20
15
15
240
XI
36
100
120
XII
32
50
50
I
30
40
40
II
30
40
40
III
30
40
40
IV
21
50
50
220
100
80
80
80
100
90
270
30
10
400
100
290
40
20
450
100
300
40
20
460
80
100
20
10
210
650
20
750
18
800
18
110
350
40
20
520
800
16
450
20
361
840
1060
145
80
125
2250
520
1390
170
80
2160
200
380
50
20
650
870
12
130
330
60
30
550
650
8
110
320
60
30
520
600
7
90
280
70
30
470
550
7
90
280
70
30
470
550
7
30
60
20
20
130
230
20
650
1650
330
160
2790
7200
175
15.
Учебно-тематический план (приложение № 4).
VI. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по
спортивным дисциплинам вида спорта «Лыжные гонки» относятся:
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «лыжные гонки» основаны на
особенностях вида спорта «лыжные гонки» и его спортивных дисциплин.
Реализация дополнительных образовательных программ спортивной
подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных
дисциплин вида спорта «лыжные гонки», по которым осуществляется
спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «лыжные гонки» учитываются организациями,
реализующими дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации
по виду спорта «лыжные гонки» и участия в официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта «лыжные гонки» не ниже всероссийского
уровня.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных
занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «лыжные
гонки».
16.
VII. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы.
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании
договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, существенным условием которых является право
пользования соответствующей материально-технической базой и (или)
объектом инфраструктуры):
наличие лыжной трассы;
наличие лыже-роллерной трассы;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала; наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с
приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся
физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок
медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или)
выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный № 61238);
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП);
обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП);
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период
проведения спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Наименование оборудования и спортивного
инвентаря
Велосипед спортивный
Весы медицинские
Гантели массивные от 0,5 до 5 кг
Гантели переменной массы от З до 12 кг
Держатель для утюга
Доска информационная
Зеркало настенное (0,6х2 м)
Измеритель скорости ветра
Крепления лыжные
Лыжероллеры
Лыжи гоночные
Лыжные мази (на каждую температуру)
Единица
измерения
штук
штук
комплект
комплект
штук
штук
комплект
штук
пар
пар
пар
комплект
Количество
изделий
12
1
2
1
3
2
4
2
12
12
12
12
13.
14.
15.
16.
Лыжные парафины (на каждую температуру)
Мат гимнастический
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
комплект
штук
штук
штук
12
6
1
1
17.
Мяч футбольный
штук
1
18.
19.
20.
21.
Набивные мячи от 1 до 5 кг
Накаточный инструмент с З роликами
Палка гимнастическая
Палки для лыжных гонок
комплект
штук
штук
пар
2
2
12
12
22.
Пробка синтетическая
штук
24
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Рулетка металлическая 50 м
Секундомер
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Скребок для обработки лыж 3-5 мм)
Снегоход
Снегоход, укомплектованный приспособлением
для прокладки лыжных трасс, либо ратрак
(снегоуплотнительная машина для прокладки
лыжных трасс)
штук
штук
штук
штук
штук
штук
1
4
12
2
30
1
штук
1
30.
Стальной скребок
штук
10
31.
Стенка гимнастическая
штук
4
32.
Стол для подготовки лыж
комплект
2
33.
Стол опорный для подготовки лыж
штук
4
34.
Термометр для измерения температуры снега
штук
4
35.
Термометр наружный
штук
4
36.
Утюг для смазки
штук
4
37.
Нетканый материал «Фибертекс»
штук
30
38.
Флажки для разметки лыжных трасс
комплект
1
39.
Шкурка
упаковка
20
40.
Щетки для обработки лыж
штук
20
41.
Электромегафон
комплект
2
42.
Электронный откатчик для установления
скоростных характеристик лыж
комплект
1
29.
Эспандер лыжника
43.
штук
12
Для учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), этапов
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
Лыжные ускорители, порошки и эмульсии (на
44.
комплект
4
каждую температуру)
Обеспечение спортивной экипировкой
№
Наименование
п/п
1. Ботинки лыжные для спортивной дисциплины
«классический стиль» классический ход
Единица
измерения
Количество
изделий
пар
12
2.
Ботинки лыжные для спортивной дисциплины
«свободный стиль» коньковый ход
пар
12
З.
Ботинки лыжные иве сальные
пар
12
4.
Чехол для лыж
штук
12
5.
Очки солнцезащитные
Нагрудные номера
штук
12
штук
200
6.
18. Кадровые условия реализации Программы:
Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и
иными работниками:
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренерапреподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «лыжные гонки», а
также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Для подготовки спортивного инвентаря и спортивной экипировки к
учебно-тренировочным
занятиям
и
спортивным
соревнованиям,
обслуживания техники, оборудования и спортивных сооружений,
необходимых для осуществления спортивной подготовки в организациях,
реализующих дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, на всех этапах спортивной подготовки допускается привлечение
соответствующих специалистов.
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации:
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда
России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.012021,
регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н
(зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта»,
утвержденный приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н
(зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
профессиональным стандартом «Специалист по обслуживанию и ремонту
спортивного инвентаря и оборудования», утвержденным приказом Минтруда
России от 28.03.2019 № 192H (зарегистрирован Минюстом России
23.04.2019, регистрационный № 54475) или Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической
культуры
и
спорта»,
утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916H (зарегистрирован
Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
19. Информационно-методические условия реализации Программы:
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
«лыжные гонки» (утверждённым приказом Минспорта от 17 сентября 2022 г.
№ 733), разработанный на основании части 4 статьи 34 Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2011, № 50, ст. 7354; 2012 № 53
(ч. 1), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.06.2012 № 607(Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3525; 2013, № 30 (ч.2), ст. 4112, № 45,
ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 18, ст. 2711; 2016, № 28, ст. 4741), определяет
условия и минимальные требования к спортивной подготовке в организациях
осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным
законом.
Приказ Минспорта России от 20.02.2017 N 108 (ред. от 16.02.2018)
"Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной
классификации" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2017 N 46058);
Приказ Минспорта РФ от 03.08.2022 N 634 "Об особенностях
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки»;
Порядок
оказания
медицинской
помощи
при
проведении
физкультурных и спортивных мероприятий (утвержден приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2010 №
613-н);
Список литературных источников.
1.
Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов М.:
Физическая культура, 2005 г.
2.
Теория и методика физического воспитания и спорта Холодов Ж.
К., Кузнецов B.C. 2-е издание, исправленное и дополненное Москва 2003 г.
3.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный
спорт: учебник для студентов учреждений высшего профессионального
образования / [Г. А. Сергеев, Е. В. Мурашко, Г. В. Сергеева и др.]; под ред. Г.
А. Сергеева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
(Сер. Бакалавриат).
4.
Психология физического воспитания и спорта: Педагогическое
пособие. - М.:
Академия, 2004. (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.)
5.
Организационно-методические основы подготовки спортивного
резерва. - М.: Советский спорт, 2005. (Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр
В.Г.)
6.
Специальная подготовка лыжника: Учебная книга. -М.:
СпортАкадемПресс, 2001 год (Раменская Т.И.)
7.
Управление тренировочным процессом спортсменов высокого
класса. М.: Олимпия Пресс, 2007.
8.
Всемирный
антидопинговый
кодекс
2009:
Всемирное
антидопинговое агентство. Пер. с англ. И.И. Гусева, А.А. Деревоедов, Г.М.
Родченков / Ред. А.А.
Деревоедов.:2008 г.
9.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
лыжные гонки
Приказ Минспорта РФ от от 17 сентября 2022 г. № 733
10. Правила вида спорта «лыжные гонки» от «01» ноября 2017 г. №
949. www.flgr.ru Официальный сайт «Федерации лыжных гонок России»
11. www.minsport.gov.ru Официальный сайт Министерство спорта
Российской
Федерации
Перечень Интернет-ресурсов.
1.Официальный интернет-сайт РУСАДА (http://www.rusada.ru/)
2.Официальный интернет-сайт ВАДА (http://www.wada-ama.org/)
3.Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской
Федерации
(http://www.minsport.gov.ru/)
4.
Физиология спорта / Под ред. ДЖ.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. –
Киев.: Олимпийская литература, 2001.
5.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.:
Физическая культура и спорт, 1980.
6.
Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. –
М., 1990.
7.
Лемешков В.С. Концепция подготовки квалифицированных
спортсменов в циклических видах спорта, связанных с преимущественным
проявлением выносливости: методические рекомендации – Гомель, 1993 г.
Приложение № 1
Годовой учебно-тренировочный план
Этап начальнойподготовки
№
п/п
До года
Виды подготовки
Свыше года
2
12
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Общая физическая подготовка
Специальная физическая
подготовка
Спортивные соревнования
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Психологическая подготовка
Контрольные мероприятия
(тестирование и контроль)
Инструкторская практика
Судейская практика
Медицинские, медикобиологические мероприятия
До двух
лет
Этап совершенствования
спортивного мастерства
Свыше двух
лет
Недельная нагрузка в часах
4.5-6
6-8
10-14
16-18
20-24
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
2
1.
Этапы и годы подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
2
2
Наполняемость групп (человек)
10
100-100
70-80
4
4
30-50
121-128
128-128
20-35
35-40
80-80
80-80
80-70
6-12
12-17
72-86
100-110
160-180
25-35
35-50
85-100
120-130
190-210
5-10
10-20
50-66
70-90
140-150
5-10
10-15
25-30
36-40
9-10
5-10
10-20
45-50
60-70
90-100
6-6
6-12
16-20
30-30
20-30
2-6
6-12
20-30
50-60
50-80
0-6
6-12
20-30
40-40
50-84
6-6
6-6
6-6
6-6
6-24
12.
Восстановительныемероприятия
Общее количество часов в год
3-6
6-24
30-40
50-60
64-90
234-312
312-416
520-728
832-936
1040-1248
Приложение № 2
Календарный план воспитательной работы
№ п/п
Направление работы
Мероприятия
1.
Профориентационная деятельность
1.1.
Спортивные соревнования
Судейская практика
различного типа
1.2.
Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия
2.
2.1.
Сроки проведения
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного
процесса
Здоровье сбережение
Медико-биологическое
исследование
2.2.
Режим питания и отдыха
Исследование организма
спортсмена после/до
Учебно-тренировочный
тренировочной и соревновательной график
деятельности
Режим учебноПрактическая деятельность и
тренировочного
восстановительные процессы
процесса
3.
3.1.
Патриотическое воспитание
4.
4.1.
Развитие творческого мышления
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Беседы, встречи, диспуты
Формирование умений и навыков,
способствующих достижению
спортивных результатов
Учебно-тренировочный
график
Учебно-тренировочный
график, режим учебнотренировочного
процесса
Приложение № 3
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки
Содержание мероприятия и его форма
1. Веселые старты
«Честная игра»
1-2 раза в год
2. Теоретическое
занятие
«Ценности спорта.
Честная игра»
1 раз в год
3. Проверка лекарственных препаратов
(знакомство с международным стандартом
«Запрещенный список»)
4. Антидопинговая
викторина
Начальной подготовки
Сроки
проведения
«Играй честно»
5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
6. Родительское
собрание
7. Семинар для
тренеров
«Роль родителей в
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды нарушений
антидопинговых
правил», «Роль
тренера и родителей
в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
1 раз в месяц
По
назначению
1 раз в год
1-2 раза в год
1-2 раза в год
Рекомендации по проведению мероприятий
Составление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в регионе
Научить юных спортсменов проверять лекарственные
препараты через сервисы по проверке препаратов в
виде домашнего задания (тренер называет спортсмену
2-3 лекарственных препарата для самостоятельной
проверки дома).
Проведение викторины на крупных спортивных
мероприятиях в регионе.
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования.
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться сервисом
по проверке препаратов
Согласовывается с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
43
1. Веселые старты
Онлайн обучение на сайте РУСАДА
2.
3. Антидопинговая
викторина
Учебно-тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
«Честная игра»
4. Семинар для
спортсменов и
тренеров
5. Родительское
собрание
«Играй честно»
«Виды нарушений
антидопинговых
правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
Этапы
совершенствования
спортивного мастерства
2.
Семинар
1-2 раза в год
1 раз в год
Предоставление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео.
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования.
По
назначению
Проведение викторины на спортивных мероприятиях
1-2 раза в год
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
1-2 раза в год
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться сервисом
по проверке препаратов
1 раз в год
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования
«Виды нарушений
антидопинговых
правил» «Процедура
1-2 раза в год
допинг контроля»
«Подача запроса на ТИ»
«Система АДАМС»
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации