Дополнительная образовательная программа спортивной подготовкипо виду спорта, Пауэрлифтинг.

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа Советского района»
(МАУ ДО СШ Советского района)
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
МАУ ДО СШ Советского района
Протокол № 01 от 02.02.2023

Утверждено
приказом директора
МАУ ДО СШ Советского района
Романовой Н.Б.
№ 51 от 03.02.2023

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «пауэрлифтинг»
Разработана с учетом примерной дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки по виду спорта «Пауэрлифтинг»
утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от
22.12.2022 №1274
В соответствии требований федерального стандарта спортивной
подготовки
По виду спорта «Пауэрлифтинг»
утвержденной Приказом Министерства спорта Российской Федерации от
09.11.2022 №962
Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в
годах)

Этап начальной подготовки

2-3

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)

4-5

Этап спортивной специализации

не ограничивается
Разработчики:
заведующий отделением:
С.Ю.Глушкова
тренер-преподаватель высшей
квалификационной категории:
И.А. Пинженин

г. Советский 2023 год

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «пауэрлифтинг» (далее – Программа) предназначена для
организации образовательной деятельности по спортивной подготовке
пауэрлифтинг с учетом совокупности минимальных требований к спортивной
подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки
по виду спорта «пауэрлифтинг», утвержденным приказом Минспорта России
от 9 ноября 2022г. № 962 (далее – ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Основными задачами реализации программы являются:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней
физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся,
проходящих спортивную подготовку;
- осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов
высокой квалификации для спортивной сборной команды Советского района
по пауэрлифтингу и ХМАО-Югры, формирования спортивного резерва
сборной команды Российской Федерации;
- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих
высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых
спортсменов;
- подготовка из числа обучающихся судей и тренеров по пауэрлифтингу.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки:
Возрастные
Срок реализации
границы лиц,
этапов
Этапы спортивной
проходящих
Наполняемость
спортивной
подготовки
спортивную
(человек)
подготовки
подготовку
(лет)
(лет)

Этап начальной
2-3
подготовки
Учебнотренировочный этап
4-5
(этап спортивной
специализации)
Этап
совершенствования
не ограничивается
спортивного
мастерства

10

8-16

12

6-12

16

3-6

Допускается одновременное проведение учебно-тренировочных занятий
с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при соблюдении
следующих условий:
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного
сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Минимальный возраст при зачислении на начальную подготовку 1 года
допускается при условии исполнения необходимого возраста в календарном
году (не моложе 10 лет).
Обучающимся, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим
предъявляемые Программой требования или по иным причинам,
предоставляется возможность однократно продолжить спортивную
подготовку на том же этапе спортивной подготовки (при наличии бюджетных
мест).
4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки:
Этапы и годы спортивной подготовки
НП
УТЭ
СС
Этапный
Свыше
норматив
Свыше
До трех
До года
трех
года
лет
лет
Количество
часов в
4,5-6
6-8
10-14
14-18
20-24
неделю
Общее
количество
234-312
312-416
520-728
728-936
1040-1248
часов в год

5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия;
учебно-тренировочные сборы;
участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
инструкторская и судейская практика;
медико-восстановительные мероприятия;
тестирование и контроль.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной
подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов
в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду
спорта «пауэрлифтинг» и участия в официальных спортивных соревнованиях
по виду спорта «пауэрлифтинг» не ниже уровня всероссийских спортивных
соревнований.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных
занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта
«пауэрлифтинг».
 Учебно-тренировочные занятия.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при
реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
- трех часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - четырех
часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один
день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более
восьми часов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия,
инструкторская и судейская практика.



Учебно-тренировочные мероприятия

№ п/п
Виды учебнотренировочных
мероприятий

Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий по этапам спортивной
подготовки (количество суток)
(без учета времени следования к месту проведения
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап
(этап спортивной
специализации)

Этап
совершенствован
ия спортивного
мастерства

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к международным
спортивным соревнованиям

-

-

21

1.2.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России

-

14

18

1.3.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке к другим
всероссийским спортивным
соревнованиям

-

14

18

1.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
к официальным
спортивным соревнованиям
субъекта
Российской Федерации

-

14

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1.

Учебно-тренировочные

-

14

18

мероприятия по общей и
(или) специальной
физической подготовке
2.2

Восстановительные
мероприятия

-

-

До 10 суток

2.3.

Мероприятия
для комплексного
медицинского
обследования

-

-

До 3 суток, но не
более 2 раз в год

2.4.

Учебно-тренировочные
мероприятия
в каникулярный период

2.5.

Просмотровые
учебно-тренировочные
мероприятия

До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочного
мероприятий в год

-

До 60 суток

-

6.
Годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов спортивной подготовки и иных мероприятий в
структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки:
Годовой учебный план

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3

Виды подготовки и
иные мероприятия

Этапы подготовки
НП
УТЭ
До года
Свыше года
До трех лет
Свыше трех
лет
Нагрузка, час.
4,5-6
6-8
10-14
14-18
Наполняемость групп (человек)
8-15
8-15
6-15
6-13
46-55
41-50
25-40
20-25
25-30
30-35
35-40
38-47
5-7
5-15
10-20
10-20
10-15
10-15
1-2
1-2
2-5
2-5

Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая, Психологическая,
Теоретическая подготовка
Инструкторская, Судейская практика
2-3
Медицинские, медико-биологические,
1-3
1-3
2-4
восстановительные мероприятия
Объем соревновательной деятельности (количество стартов)
контрольные
1
1
2
отборочные
1
основные
1
Общее количество часов в год
312-416
520-728

ССМ

20-24
3-6
15-20
40-50
5-20
5-15
4-5

3-4
2-4

4-5
4-6

2
2
2
728-936

1
2
2
1040-1248

К условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной
подготовки
относится
трудоемкость
дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени на ее
реализацию) с обеспечением непрерывности учебно-тренировочного
процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных
групп.
Годовой учебно-тренировочный план дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели.
Учебно-тренировочный процесс в учреждении проводится в
соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период
самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной
подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного
процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной
подготовки ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от
общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным
планом учреждения.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства, а также всех этапах спортивной подготовки
в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в
спортивных соревнованиях.
Спортивная подготовка на этапе начальной подготовки первого и второго
года обучения должна быть направлена на разностороннюю физическую
подготовку.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка
обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения
требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта
«пауэрлифтинг».
7. Календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа одна из основных задач учреждения, которая
осуществляется в течение всего периода обучения и реализуется в каждом
разделе учебного плана в пределах выделенных часов. Высокий
профессионализм педагога способствует формированию у обучающегося
нравственных качеств, формирует активную жизненную позицию. Специфика

воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренерпреподаватель проводит ее во время учебно-тренировочных занятий и
дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных
лагерях. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер
формирует у обучающихся патриотизм, нравственные качества (честность,
доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость,
коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность,
трудолюбие ).
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям.
Наряду с воспитанием у обучающихся понятий об общечеловеческих
ценностях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы.
Здесь важно сформировать у обучающихся должное отношение к
запрещенным приемам и действиям (допинг, неспортивное поведение,
взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед
соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на
достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально
волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля успешности
воспитательной работы в коллективе. Наблюдая за особенностями поведения
своих подопечных во время их выступлений, тренер-преподаватель может
делать выводы об уровне морально-волевых качеств.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

1.1

Направление
работы

Судейская
практика

Мероприятия

1. Профориентационная деятельность
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведение спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного

Сроки
проведен
ия
В течение
года

1.2

2.1

2.2

судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
Инструкторская Учебно-тренировочные занятия, в рамках
практика
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий в
качестве помощника тренера-преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыка наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и
соревновательному процессу;
- формирование склонности к
педагогическом работе;
2. Здоровьесбережение.
Организация и Дн здоровья и спорта, в рамках которых
проведение
предусмотрено:
мероприятий,
- формирование знаний и умений в
направленных
проведении дней здоровья и спорта,
на
спортивных фестивалей (написание
формирование
положений, требований, регламентов к
здорового
организации и проведению мероприятий,
образа жизни
ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
Режим питания
и отдыха

Практическая деятельность и
восстановительные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание,

В течение
года

В
течение
года

В течение
года

3.1

профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
3. Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты, другие
подготовка
мероприятия с приглашением именитых
(воспитание
спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с
патриотизма,
обучающимися и иные мероприятия,
чувства
определяемые организацией, реализующей
ответственност дополнительную образовательную
и перед
программу спортивной подготовки
родиной,
гордость за
свой край, свою
Родину,
уважение
государственны
х символов
(герб, флаг,
гимн),
готовность к
служению
отечества, его
защите на
примере роли,
традиций и
развития вида
спорта в
современном
обществе,
легендарных
спортсменов в
Российской
Федерации, в
регионе,
культура
поведения
болельщиков и

В течение
года

3.2

4.1

5.

спортсменов на
соревнованиях)
Практическая
подготовка
(участие в
физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях
и иных
мероприятиях)

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия),
награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные
образовательные программы спортивной
подготовки;

В течение
года

4. Развезите творческого мышления
Практическая
Семинары, мастер-классы, показательные
В течение
подготовка
выступления для обучающихся,
года
(формирование направленные на:
умений и
- формирование умений и навыков,
навыков,
способствующих достижению спортивных
способствующи результатов;
х достижению
- развитие навыков юных спортсменов и их
спортивных
мотивации к формированию культуры
результатов)
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
расширение общего кругозора юных
спортсменов;
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки

8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г.
№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
организации,
осуществляющие
спортивную
подготовку,
обязаны
реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в
том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную
подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях
допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение
антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку
под роспись с локальными нормативными актами, связанными с
осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми
правилами по соответствующим виду или видам спорта.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и
борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для
спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным документом, на котором основывается Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила
соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений
антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:
1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров
в пробе, взятой у спортсмена.
2. Использование или попытка использования спортсменом
запрещенной субстанции или запрещенного метода.
3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4. Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей
допинг контроля со стороны спортсмена или иного лица.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со
стороны спортсмена или персонала спортсмена.

7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной
субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом
любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции
или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому
спортсмену во вне соревновательного периода запрещенной субстанции или
запрещенного метода, запрещенного во вне соревновательного периода.
9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного
лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного
лица.
11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на
воспрепятствование или преследование за предоставление информации
уполномоченным органам.
В
отношении
спортсмена
действует
«принцип
строгой
ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является
недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также
неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство
обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок,
так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим
образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав
препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
Теоретическая часть.
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007
г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
организации, осуществляющие спортивную подготовку, обязаны
реализовывать меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в
том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими спортивную
подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях
допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную
подготовку под роспись с локальными нормативными актами, связанными с
осуществлением спортивной подготовки, а также с антидопинговыми
правилами по соответствующим виду или видам спорта.
Основные термины и понятия:
Антидопинговая деятельность - антидопинговое образование и
информирование, планирование распределения тестов, ведение
Регистрируемого пула тестирования, управление Биологическим паспортом
спортсмена, проведение тестирования, организация анализа проб, сбор

информации и проведение расследований, обработка запросов на получение
Разрешения на терапевтическое использование, обработка результатов,
мониторинг и обеспечение исполнения применяемых последствий нарушений,
а также иные мероприятия, связанные с борьбой с допингом, которые
осуществляются антидопинговой организацией или от ее имени в порядке
установленном Всемирный антидопинговый кодексом и (или)
международными стандартами.
Антидопинговая организация - ВАДА или Подписавшаяся сторона,
ответственная за принятие правил, направленных на инициирование,
внедрение и реализацию любой части процесса Допинг-контроля. В
частности, Антидопинговыми организациями являются Международный
олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие
Организаторы крупных спортивных мероприятий, которые проводят
Тестирование на своих Спортивных мероприятиях, Международные
федерации и Национальные антидопинговые организации.
ВАДА - Всемирное антидопинговое агентство.
Внесоревновательный период – любой период, который не является
соревновательным.
Всемирный антидопинговый Кодекс (Кодекс) - основополагающий и
универсальный документ, на котором основывается Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Цель Кодекса заключается в повышении
эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения основных
элементов этой борьбы.
Запрещенная субстанция - любая субстанция или класс субстанций,
приведенных в Запрещенном списке.
Запрещенный список - список, устанавливающий перечень
Запрещенных субстанций и Запрещенных методов.
Запрещенный метод - любой метод, приведенный в Запрещенном
списке.
Персонал спортсмена - любой тренер, инструктор, менеджер, агент,
персонал команды, официальное лицо, медицинский, парамедицинский
персонал, родитель или любое иное лицо, работающие со спортсменом,
оказывающие ему медицинскую помощь или помогающие спортсмену при
подготовке и в участии в спортивных соревнованиях.
РУСАДА – Российское антидопинговое агентство «РУСАДА».
Соревновательный период - период, начинающийся в 23:59 накануне
дня спортивного соревнования, на котором запланировано участие
спортсмена, и заканчивающийся в момент окончания соревнования или
процесса отбора проб, относящегося к данному соревнованию, в зависимости

от того, что позднее.
Спортсмен - любое Лицо, занимающееся спортом на международном
уровне (как это установлено каждой Международной федерацией) или
национальном уровне (как это установлено каждой Национальной
антидопинговой организацией). Антидопинговая организация имеет право по
собственному усмотрению применять антидопинговые правила к Спортсмену,
который не является Спортсменом ни международного, ни национального
уровня, распространяя на него определение «Спортсмен». В отношении
Спортсменов, которые не являются Спортсменами ни международного, ни
национального уровня, Антидопинговая организация может действовать
следующим образом: свести к минимуму Тестирование или не проводить
Тестирование вообще; анализировать Пробы не на весь перечень
Запрещенных субстанций; требовать предоставления меньшего количества
информации о местонахождении или вообще не требовать ее предоставления;
не требовать заблаговременной подачи запросов на Разрешения на
терапевтическое использование. Однако если Спортсмен, находящийся под
юрисдикцией Антидопинговой организации и выступающий на уровне ниже
международного и национального, совершает нарушение антидопинговых
правил, предусмотренное в статьях 2.1, 2.3 или 2.5, то к нему применяются
Последствия, предусмотренные Кодексом. Для целей статей 2.8 и 2.9, а также
для проведения информационных и образовательных программ Спортсменом
является любое Лицо, занимающееся спортом под юрисдикцией любой
Подписавшейся стороны, правительства или другой спортивной организации,
которая приняла Кодекс.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и
борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для
спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и
универсальным документом, на котором основывается Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила
соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений
антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:

1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров
в пробе, взятой у спортсмена.
2. Использование или попытка использования спортсменом
запрещенной субстанции или запрещенного метода.
3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4. Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей
допинг-контроля со стороны спортсмена или иного лица.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со
стороны спортсмена или персонала спортсмена.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной
субстанции или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом
любому спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции
или запрещенного метода, или назначение или попытка назначения любому
спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или
запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период.
9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного
лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного
лица.
11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на
воспрепятствование или преследование за предоставление информации
уполномоченным органам.
В отношении спортсмена действует «принцип строгой
ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является
недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также
неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство
обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок,
так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим
образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав
препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по
проверке препаратов, рисках использования биологически-активных добавок,
процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих
антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном
стенде организации, осуществляющей спортивную подготовку. Также, должен
быть актуализирован раздел «Антидопинг» на сайте организации со всеми

необходимыми материалами и ссылками на сайт РАА «РУСАДА».
План антидопинговых мероприятий
Спортсмены

Этап начальной
подготовки

Тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Вид программы

Тема

1.Веселые старты

«Честная игра»

2. Теоретическое
занятие

«Ценности
спорта. Честная
игра»

Ответственный
за проведение
мероприятия
Тренер
Тренер

Сроки
проведения
1-2 раза в
год
1 раз в год

3. Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство с
международным
стандартом
«Запрещенный
список»)
4.Антидопинговая «Играй честно»
викторина
5. Онлайн
обучение на сайте
РУСАДА
6. Родительское
«Роль
собрание
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
7. Семинар для
«Виды
тренеров
нарушений
антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
1.Веселые старты «Честная игра»

Тренер

1 раз в
месяц

Тренер

По
назначению
1 раз в год

2.Онлайн
обучение на сайте
РУСАДА

Тренер +
Спортсмен

Тренер +
Спортсмен
Тренер

1-2 раза в
год

Ответственное 1-2 раза в
лицо за
год
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

Тренер

1-2 раза в
год
1 раз в год

3.Антидопинговая
викторина
4.Семинар для
спортсменов и
тренеров

5.Родительское
собрание

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства,
Этап высшего
спортивного
мастерства

1.Онлайн
обучение на сайте
РУСАДА
2.Семинар

«Играй честно»

Тренер

«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Проверка
лекарственных
средств»
«Роль
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»

Ответственное
лицо за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Процедура
допингконтроля»
«Подача
запроса на ТИ»
«Система
АДАМС»

По
назначению
1-2 раза в
год

Тренер

1-2 раза в
год

Спортсмен

1 раз в год

Ответственное 1-2 раза в
за
год
антидопинговое
обеспечение в
регионе
РУСАДА

9. Планы инструкторской и судейской практики
В течение всего периода подготовки тренеру-преподавателю
необходимо привлекать обучающихся к организации занятий и проведению
соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на
занятиях и вне их. Все обучающиеся должны освоить некоторые навыки
инструкторской работы и навыки судейства соревнований.

По инструкторской работе необходимо последовательно освоить
следующие навыки и умения:
Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
Провести разминку в группе.
Провести тренировочное задание под наблюдением тренера.


По судейские практики каждый обучающийся должен освоить
следующие навыки и умения:
Составить положение о проведении соревнований по пауэрлифтингу.
Знать правила и уметь заполнять протокол.
Знать и уметь выполнять обязанности ассистента.
Провести судейство (самостоятельно).
Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи и в
составе секретариата.
Обучающиеся тренировочных групп 1,2 года осваивают навыки работы
судейской бригады, обучающиеся тренировочных групп 3,4,5 г., этапа
спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства – навыки
судейства, проведения соревнований.

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Медицинский (врачебный) контроль за юными спортсменами
осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ
от 23 октября 2020 г. N 1144н и предусматривает:
- медицинское обследование (1 раз в год для групп НП);
- углубленное медицинское обследование (1 раз в год для групп УТ, 2
раза в год для групп СС, ВСМ);
- наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами
тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
- контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по
состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное
положение - допуск к тренировкам и спортивным мероприятиям здоровых
спортсменов. Восстановительно-профилактические средства – это средства
педагогического, психологического, медико-биологического характера,
действие которых направлено на ускорение процессов восстановления
организма после тренировочных нагрузок, повышения сопротивляемости
организма к отрицательным факторам спортивной деятельности и внешней
среды.
Средства восстановления подразделяют на три типа: педагогические
(естественно гигиенические), медико-биологические и психологические.
 Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление
работоспособности:

рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
правильное сочетание нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии,
так и в целостном тренировочном процессе;
ведение
специальных
восстановительных
микроциклов
и
профилактических разгрузок;
выбор оптимальных интервалов и видов отдыха; оптимальное
использование средств переключения видов спортивной деятельности;
полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
использование методов физических упражнений, направленных на
стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление и т.д.);
повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств
восстановления, соблюдение режима дня, предусматривающего определенное
время для тренировок.
Медико-биологические средства восстановления с ростом объема средств,
специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного
процесса, соревновательной практики необходимо увеличивать время,
отводимое на восстановление организма обещающихся. На тренировочных
этапах при увеличении соревновательных режимов тренировки могут
применяться медико-биологические средства восстановления.
 К медико-биологическим средствам восстановления относятся:
витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская
парная баня или сауна. Перечисленные средств восстановления должны быть
назначены и постоянно контролироваться врачом.
 К психологическим средствам восстановления относятся:
психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные
условия быта; создание положительного эмоционального фона во время
отдыха, цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на
психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и
значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их
достижение.
Одним
из
эффективных
методов
восстановления
является
психомышечная тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и
с группой после тренировочного занятия. Каждое средство восстановления
является многофункциональным. Совокупное их использование должно
составлять единую систему методов восстановления. Причем если на уровне
высшего спортивного мастерства необходим как можно более полный
комплекс этих средств, более полное представительство из разных групп с

увеличением доли медико- биологических и психологических средств, то для
начинающих спортсменов требуется минимальное количество медикобиологических средств с относительным увеличением доли естественных,
гигиенических и педагогических факторов.
Планирование
объема
восстановительных мероприятий имеет те же принципы, что и планирование
нагрузки - т.е. систематичность, вариативность, учет индивидуальных
особенностей
организма
спортсменов
и
др.
При
организации
восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и
объективные признаки утомления, не довосстановления. В дни больших
нагрузок планируется меньше восстановительных мероприятий, чем в дни
«отдыха», так как повышенные дозы восстановительных процедур могут
«блокировать» максимальное воздействие тренировки на организм. При
составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале
надо применять средства общего глобального воздействия, а затем локального.
К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна в
сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.)
адаптация организма происходит постепенно. В этой связи использование
комплекса, а не отдельных восстановительных средств, дает больший эффект.
Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает
восстановительный эффект, так как организм адаптируется к средствам
локального воздействия.
Этапы и годы спортивной подготовки
Медицинские, медикобиологических мероприятия

Этап
начальной
подготовки

Восстановительные мероприятия

-

Мероприятия для комплексного
медицинского обследования

-

УчебноЭтап
тренировочны совершенст
й этап (Этап
вования
спортивной
спортивног
специализаци
о
и)
мастерства
-

до 10 суток

-

До 3 суток,
но не более
2 раз в год

III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее –
обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «пауэрлифтинг»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
11.2 На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «пауэрлифтинг» и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и
участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«пауэрлифтинг»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом,
втором и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с
четвертого года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.

11.3 На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «пауэрлифтинг»; - выполнить план индивидуальной подготовки;
- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается
аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей
Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,
перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов
участия, обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
Результаты прохождения спортивной подготовки применительно к
этапам спортивной подготовки должны соответствовать целям, поставленным
дополнительной образовательной программой спортивной подготовки.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки, в том
числе по отдельным этапам спортивной подготовки, конкретизируются в
примерной дополнительной образовательной программе спортивной
подготовки и направлены:
12.1. На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;

- овладеть основами техники вида спорта «пауэрлифтинг»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
12.2
На
учебно-тренировочном
этапе
(этапе
спортивной
специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «пауэрлифтинг» и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и
участия в спортивных соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«пауэрлифтинг»;
- изучить антидопинговые правила;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом,
втором и третьем году;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с
четвертого года;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
12.3 На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «пауэрлифтинг»; - выполнить план индивидуальной подготовки;
- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;

- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных
спортивных соревнованиях;
- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
- получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания).
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки первого года обучения
(с учетом требований ФССП по виду спорта «пауэрлифтинг», приложение 6)
№
п/п
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

2.1

2.2

Упражнения

Единица
Норматив
измерения
мальчики
девочки
1. Норматив общей физической подготовки
Бег на 30 м
сек.
не более
6,2
6,4
Подтягивание из виса
количество
не менее
лежа на низкой
раз
9
7
перекладине 90 см
Прыжок в длину с места
см.
не менее
толчком двумя ногами
130
120
Поднимание туловища
количество
не менее
из положения лежа на
раз
27
24
спине (за 1 мин)
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
10
5
2. Нормативы специальной физической подготовки
Стойка на одной ноге,
сек
не менее
глаза закрыты, руки
7,0
скрещены, ладони на
плечах
Приседание, ладони на количество раз
не менее

затылке

10

5

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки с выше года обучения
(с учетом требований ФССП по виду спорта «пауэрлифтинг», приложение 6)
№
п/п
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

2.1

2.2

Упражнения

Единица
Норматив
измерения
мальчики
девочки
1. Норматив общей физической подготовки
Бег на 30 м
сек.
не более
5,7
6,0
Подтягивание из виса
количество
не менее
лежа на низкой
раз
11
9
перекладине 90 см
Прыжок в длину с места
см.
не менее
толчком двумя ногами
150
135
Поднимание туловища
количество
не менее
из положения лежа на
раз
32
28
спине (за 1 мин)
Сгибание и разгибание
количество
не менее
рук в упоре лежа на полу
раз
13
7
2. Нормативы специальной физической подготовки
Стойка на одной ноге,
сек
не менее
глаза закрыты, руки
8,0
скрещены, ладони на
плечах
Приседание, ладони на количество раз
не менее
затылке
15
10

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации),
(с учетом требований ФССП по виду спорта «пауэрлифтинг», приложение 7)
№
п/п
1.1.

Упражнения

Единица
Норматив
юноши
девушки
измерения
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 30 м
с
не более
5,7
6,0

1.2. Подтягивание из виса лежа на
низкой перекладине 90 см

количество
раз

Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу

количество
раз

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см.

1.3.
1.4.
1.5.

не менее
11
не менее
13

13
не менее

150

135

Поднимание туловища из
количество
не менее
положения лежа на спине
раз
32
28
(за 1 мин)
2. Нормативы специальной физической подготовки

Приседание со штангой на
количество
плечах (вес штанги 70% от
раз
повторного максимума)
2.2
Жим лежа
количество
(вес штанги 70% от повторного
раз
максимума)
2.3
Становая тяга
количество
(вес штанги 70% от повторного
раз
максимума)
2.4. Стойка на одной ноге, глаза
сек.
закрыты, руки скрещены,
ладони на плечах
3. Уровень спортивной квалификации
2.1

3.1

9

Период обучения на этапе
спортивной подготовки
(до трех лет)

не менее
8
не менее
8
не менее
6
не менее
9

Спортивные разряды - «третий
юношеский спортивный разряд», «второй
юношеский спортивный разряд», «первый
юношеский спортивный разряд

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)
для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
мастерства (с учетом требований ФССП по виду спорта «пауэрлифтинг»,
приложение 8)
№ п/п

Упражнения

Единица

Норматив

измерения

юноши/
мужчины

девушки/
женщины

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.

Бег на 30 м

сек.

не более
5,3

1.2.

Подтягивание из виса лежа количество раз
на низкой перекладине 90 см

5,6
не менее

13

1.3. Сгибание и разгибание рук в количество раз
упоре лежа на полу

10
не менее

20

8

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.

2.2.

Стойка на одной ноге, глаза
закрыты, руки скрещены,
ладони на плечах
Планка на прямых руках

сек.

не менее
12,0

сек.

не менее
60,0

45,0

3. Уровень спортивной квалификации
3.1.

Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»

Итогам освоения дополнительной образовательной Программы
применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему
спортивную подготовку (далее - обучающийся), необходимо выполнить
следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к
участию в спортивных соревнованиях:

На этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
спортом;
получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте,
в том числе о виде спорта «пауэрлифтинг»;
формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде
спорта пауэрлифтинг»;
повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;

укрепление здоровья.

На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности,
соответствующей
виду спорта
«пауэрлифтинг»;
обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня городских, муниципальных;
получить уровень спортивной квалификации (КМС), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности;
совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;
выполнять план индивидуальной подготовки;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации и РФ;
уровень спортивной квалификации КМС (кандидата в Мастера спорта).
IV. Рабочая программа
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки
Программный материал для учебно-тренировочных занятий на каждом
этапе спортивной подготовки рассчитан:

На этапе начальной подготовки:
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и
спортом;
получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте,
в том числе о виде спорта «пауэрлифтинг»;
формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде
спорта «пауэрлифтинг»;

повышение уровня физической подготовленности и всестороннее
гармоничное развитие физических качеств;
понятие об антидопинговых правилах;
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
укрепление здоровья;
знание правил вида спорта «пауэрлифтинг».

На учебно-тренировочном этапе:
формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта
«пауэрлифтинг»;
формирование разносторонней общей и специальной физической
подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и
психологической подготовленности,
соответствующей
виду спорта
«пауэрлифтинг»;
обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
формирование навыков соревновательной деятельности;
знание антидопинговых правил;
участие
в
соревнованиях
регионального,
межрегионального,
всероссийского уровня;
знание правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях
и соревнованиях;
укрепление здоровья.

На этапе совершенствование спортивного мастерства:
повышение уровня общей и специальной физической, теоретической,
технической, тактической и психологической подготовленности;
обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и
совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;
сохранение здоровья;
знание правил техники безопасности учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях;
знание антидопинговых правил.

Теоретическая подготовка - это педагогический процесс
повышения
теоретического
уровня
спортсмена,
вооружение
его
определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных
занятиях и соревнованиях.
Теоретическая подготовка начинается с первого года обучения в
учреждениях и является неотъемлемой составной частью разносторонней
подготовки обучающегося.
Формы
теоретической
подготовки:
теоретическая
подготовка
обучающихся проводится главным образом в формах, характерных для

умственного образования и самообразования (лекции, беседы, семинары,
самостоятельное изучение литературы, зачеты и др.). Спортсменам старших
групп для углубления специальных знаний следует давать задания по
самостоятельному изучению литературы по избранному виду спорта и
основам спортивной тренировки. Однако сведения из литературных
источников принесут максимум пользы только тогда, когда они собираются не
от случая к случаю, а систематически. Результаты их анализа должны
заноситься в отдельную тетрадь, записную книжку или дневник (для этого
нужно предусмотреть соответствующую графу в дневнике). Формы
теоретической подготовки и степень сложности изучаемого материала должны
соответствовать подготовленности спортсменов. Например, в работе с
начинающими обучающимися этапа начальной подготовки вопросам
воспитания силы или быстроты может быть посвящена небольшая популярная
беседа. В работе с обучающими старших групп (учебно-тренировочных групп,
групп совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного
мастерства) такая форма теоретической подготовки мало приемлема, так как
уровень знаний их более высок. Для многих обучающихся более
целесообразна активная форма занятий, которая сможет заинтересовать всех,
независимо от уровня знаний.
При подготовке к проведению теоретических занятий с обучающимися
тренеру рекомендуется:
- прочесть наименование темы, определить количество часов, отводимых
на нее на каждом году обучения;
- внимательно ознакомиться с содержанием учебного материала
соответствующего параграфа;
- вдумчиво прочитать методические указания, вопросы, чтобы узнать, что
должны понять и усвоить обучающийся;
- определить организационную форму проведения теоретического занятия
(беседы и т. п.).
При подготовке к занятию тренер должен пользоваться также
рекомендуемой литературой по своему виду спорта. Теоретическую
подготовку следует планировать так, чтобы эти занятия были органически
связаны с практическими.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий
физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических
качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном
сочетании.

Специально-физическая подготовка (СФП) - это процесс
воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное

развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для
конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой
деятельности.

Техническая подготовка (ТехП) – это степень освоения
обучающим системы движений (техники вида спорта), соответствующей
особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение
высоких спортивных результатов. Основной задачей технической подготовки
является обучения основам техники соревновательной деятельности или
упражнений, а также совершенствование избранных для предмета состязания
форм спортивной техники.

Тактическая подготовка - это процесс, направленный на овладение
рациональными способами ведения спортивной борьбы в специфической
соревновательной деятельности. Спортивная тактика - способы объединения и
реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную
соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной
цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании.

Психическая подготовка - это система психолого-педагогических
воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у
обучающихся свойств личности и психических качеств, необходимых для
успешного выполнения учебно-тренировочной деятельности, подготовки к
соревнованиям и надежного выступления в них. Психическая подготовка
помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с
одной стороны, наибольшему использованию физической и технической
подготовленности,
а
с
другой
позволяет
противостоять
предсоревновательным
и
соревновательным
сбивающим
факторам
(неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением,
скованность, перевозбуждение и т.д.).
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую
подготовку к конкретному соревнованию.
Общая подготовка решается двумя путями:
- обучение обучающегося универсальным приемам, обеспечивающим
психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам
саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и
распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на
максимальные волевые и физические усилия;
- обучение
приемам
моделирования
в
учебно-тренировочной
деятельности условий соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натурных моделей.

Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование
установки на достижение запланированного результата на фоне
определенного эмоционального возбуждения в зависимости от мотивации,
величины потребности обучающегося в достижении цели и субъективной
оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение,
регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а
также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое
состояние психической готовности обучающегося к предстоящему
соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение, средства
и методы определяются спецификой вида спорта.

Интегральная подготовка.
Интегральная подготовка направлена на то, чтобы обучающийся умел
целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы
тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки:
осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение
стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований,
которые являются высшей формой интегральной подготовки.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в
условиях соревнований различного уровня;
- специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные
по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным.
При этом важно соблюдать условия проведения соревнований. Для
повышения эффективности интегральной подготовки применяются
разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение,
затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных
упражнений. Интегральная подготовка должна иметь больше места в
предсоревновательный период. Эффективные возможности представляют для
интегральной тренировки, затрудненные и усложнённые условия.
Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере
приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в
многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе
максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства
интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах
круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это
позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал
спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью
успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к
координации и реализации в соревновательной деятельности различных
сторон подготовленности - технической, физической, тактической,
психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон
подготовленности обучающегося к ответственным соревнованиям.

15. Учебно-тематический план.
Этап
спортивной
подготовки
Этап
начальной
подготовки

Темы по теоретической подготовке

Объем
Сроки
времени в
проведения
год (минут)
Всего на этапе начальной подготовки до одного = 120/180
года обучения/ свыше одного года обучения:

Краткое содержание

История возникновения вида спорта и его
развитие

~ 13/20

сентябрь

Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии
выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры
Олимпийских игр.

Физическая культура — важное средство
физического развития и укрепления здоровья
человека

13/20

октябрь

Понятие о физической культуре и спорте. Формы
физической культуры. Физическая культура как
средство воспитания трудолюбия, организованности,
воли, нравственных качеств и жизненно важных умений
и навыков.

Гигиенические основы физической культуры и
спорта, гигиена обучающихся при занятиях
физической культурой и спортом

= 13/20

ноябрь

Закаливание организма

13/20

декабрь

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами. Гигиенические требования к
одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных
объектах.
Знания и основные правила закаливания. Закаливание
воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях
физической культуры и спортом.

Самоконтроль в процессе занятий физической
культуры и спортом

~ 13/20

январь

Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях
физической культурой и спортом. Дневник
самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о
травматизме.

Теоретические основы обучения базовым
элементам техники и тактики вида спорта

май

Понятие о технических элементах вида спорта.
Теоретические знания по технике их выполнения.

Теоретические основы судейства. Правила вида ~ 14/20
спорта

июнь

Понятийность. Классификация спортивных
соревнований. Команды (жесты) спортивных судей.
Положение о спортивном соревновании.
Организационная работа по подготовке спортивных
соревнований. Состав и обязанности спортивных
судейских бригад. Обязанности и права участников
спортивных соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по виду спорта.

Режим дня и питание обучающихся

август

Расписание учебно-тренировочного и учебного
процесса. Роль питания в жизнедеятельности.
Рациональное, сбалансированное питание.

ноябрь-май

Правила эксплуатации и безопасного использования
оборудования и спортивного инвентаря.

сентябрь

Физическая культура и спорт как социальные
феномены. Спорт - явление культурной жизни. Роль
физической культуры в формировании личностных
качеств человека. Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных силах.

октябрь

Зарождение олимпийского движения. Возрождение
олимпийской идеи. Международный Олимпийский
комитет (МОК).

13/20

~ 14/20

Оборудование и спортивный инвентарь по виду 14/20
спорта
Учебнотренировочный этап
(этап
спортивной
специализации)

Всего на учебно-тренировочном этапе до трех
лет обучения/ свыше трех лет обучения:

600/960

Роль и место физической культуры в
формировании личностных качеств

70/107

История возникновения олимпийского движения ~ 70/107

Режим дня и питание обучающихся

ноябрь

Расписание учебно-тренировочного и учебного
процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к
спортивным соревнованиям. Рациональное,
сбалансированное питание.

Физиологические основы физической культуры -70/107

декабрь

Спортивная физиология. Классификация различных
видов мышечной деятельности. Физиологическая
характеристика состояний организма при спортивной
деятельности. Физиологические механизмы развития
двигательных навыков.

Учет соревновательной деятельности,
самоанализ обучающегося

= 70/107

январь

Структура и содержание Дневника обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований.

Теоретические основы технико-тактической
подготовки. Основы техники вида спорта

= 70/107

май

Психологическая подготовка

= 60/106

сентябрьапрель

Понятийность. Спортивная техника и тактика.
Двигательные представления. Методика обучения.
Метод использования слова. Значение рациональной
техники в достижении высокого спортивного
результата.
Характеристика психологической подготовки. Общая
психологическая подготовка. Базовые волевые качества
личности. Системные волевые качества личности.

Оборудование, спортивный инвентарь и
экипировка по виду спорта

- 60/106

декабрь-май

= 70/107

Классификация спортивного инвентаря и экипировки
для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к
спортивным соревнованиям.

Правила вида спорта

Этап
совершенствования
спортивного
мастерства

декабрь-май

Деление участников по возрасту и полу. Права и
обязанности участников спортивных соревнований.
Правила поведения при участии в спортивных
соревнованиях.

-200

сентябрь

Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные
процессы в современной России. Влияние олимпизма
на развитие международных спортивных связей и
системы спортивных соревнований, в том числе, по
виду спорта.

Профилактика травматизма.
Перетренированность/ недотренированность

к 200

октябрь

Учет соревновательной деятельности,
самоанализ обучающегося

= 200

ноябрь

Психологическая подготовка

= 200

декабрь

Понятие травматизма. Синдром
«перетренированности». Принципы спортивной
подготовки.
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение
Дневника обучающегося. Классификация и типы
спортивных соревнований. Понятия анализа,
самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.
Характеристика психологической подготовки. Общая
психологическая подготовка. Базовые волевые качества
личности. Системные волевые качества личности.
Классификация средств и методов психологической
подготовки обучающихся.

-60/106

Всего на этапе совершенствования спортивного = 1200
мастерства:
Олимпийское движение. Роль и место
физической культуры в обществе.
Состояние современного спорта

Подготовка обучающегося как
многокомпонентный процесс

~ 200

январь

Современные тенденции совершенствования системы
спортивной тренировки. Спортивные результаты специфический и интегральный продукт
соревновательной деятельности. Система спортивных
соревнований. Система спортивной тренировки.
Основные направления спортивной тренировки.

Спортивные соревнования как функциональное
и структурное ядро спорта

~ 200

февраль-май

Основные функции и особенности спортивных
соревнований. Общая структура спортивных
соревнований. Судейство спортивных соревнований.
Спортивные результаты. Классификация спортивных
достижений.
Педагогические средства восстановления:
рациональное построение учебно-тренировочных
занятий; рациональное чередование тренировочных
нагрузок различной направленности; организация
активного отдыха. Психологические средства
восстановления: аутогенная тренировка;
психорегулирующие воздействия; дыхательная
гимнастика. Медико-биологические средства
восстановления: питание; гигиенические и
физиотерапевтические процедуры; баня; массаж;
витамины. Особенности применения
восстановительных средств.

Восстановительные средства и мероприятия

в переходный период
спортивной подготовки

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам
16.
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «пауэрлифтинг» основаны на особенностях
вида спорта «пауэрлифтинг» и его спортивных дисциплин. Реализация
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с
учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта
«пауэрлифтинг», по которым осуществляется спортивная подготовка.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «пауэрлифтинг» учитываются организациями,
реализующими дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы.
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, существенным условием которых является право пользования
соответствующей
материально-технической
базой
и
(или)
объектом
инфраструктуры):
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
сауны (г. Советский, ул. Калинина д. 19);
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в
организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского

физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный
№ 61238)1;
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП);
обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП);
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию
систематического медицинского контроля.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и
сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки:
№
п/п

Наименование

Единица Количество
измерения
изделий

1.

Брусья навесные на гимнастическую стенку

штук

1

2.

Весы электронные (до 200 кг)

штук

1

3.

пар

15

4.

Гантели разборные (переменной массы) (от 3 до
50
кг)спортивные (8, 10, 16, 24, 32 кг)
Гири

комплект

2

5.

Дорожка беговая электромеханическая

штук

1

6.
7.

Зеркало (0,6x2 м)
Магнезница

штук
штук

2
1

8.
9.

Музыкальный центр
Плинты (подставки 5, 10, 20, 30 см)

штук
пар

1
2

10. Подъемник для штанги
11. Помост для пауэрлифтинга (3x3 м)
12. Секундомер

штук
комплект
штук

1
2
1

13. Силовая рама
14. Скамейка гимнастическая

штук
штук

1
1

15. Скамья домкратная для жима лежа

штук

2

16. Скамья с регулируемым углом наклона

штук

1

17. Стенка гимнастическая

штук

1

18. Стойка домкратная для пауэрлифтинга со
скамьей (для приседаний)

штук

2

19. Стойка под гантели

штук

2

20. Стойка под грифы

штук

1

21. Стойка под диски

штук

3

22. Тренажер для мышц живота

штук

1

23. Тренажер для мышц ног

штук

1

24. Тренажер для мышц спины

штук

1

25. Тренажер для наклонов лежа (гиперэкстензий)

штук

1

26. Турник навесной на гимнастическую стенку

штук

1

27. Гриф штанги для пауэрлифтинга с набором
дисков (350 кг)

комплект

4

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№ Наимено Единица Расчетная
п/п вание
измерения единица

Этапы спортивной подготовки
НП

УТЭ

СС

24

1

24

срок эксплуатации
(лет)

срок эксплуатации
(лет)

-

количество

количество

штук

на
обучающего ся

срок эксплуатации
(лет)

количество
Магнезия в
1.
блоках
(56 г)

1

18. Кадровые условия реализации Программы.
Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками:
Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства,
кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренерапреподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта
«пауэрлифтинга», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися);
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от
24.12.2020
№ 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021,
регистрационный №
62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован
Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным
стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области
физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от
21.04.2022
№ 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022,
регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н

(зарегистрирован Минюстом России М.10.2011, регистрационный № 22054).
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, кроме основного тренера- преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «пауэрлифтинг», а также на всех этапах спортивной
подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной
работы с обучающимися).
19. Информационно-методические условия реализации Программы.
Закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
РФ» (с изменениями №412-ФЗ от 6 декабря 2011 года).
Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта
«пауэрлифтинг», утвержденные Приказом Министерством спорта Российской
Федерации от 09.11.2022 г. № 962.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 от
29.12.2012 г. с имениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2023 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации.
Примерная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «пауэрлифтинг», утвержденная Министерством спорта Российской
Федерации от 20.12.2022 г. № 1274.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление детей и
молодежи»
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 г. № 999
«Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для
спортивных сборных команд Российской Федерации».
Теория и методика физического воспитания и спорта Холодов Ж. К., Кузнецов
B.C. 2-е издание, исправленное и дополненное Москва 2003 г.
Интернет ресурсы.
1.
Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации
http://www.minsport.gov.ru/.
2.
Официальный интернет-сайт РУСАДА (http://www.rusada.ru/).



Контакты

628240, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Советский район, город Советский, улица Макаренко, 5а

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.